Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Вторник, 23.04.2024, 11:22
Главная » Статьи » Наркомвнуделец

Проблема хищений на железнодорожном транспорте Российской империи

Извлечение

...

Обращаясь к истокам проблемы, отметим, что она обозначилась уже в процессе изначальных мероприятий по созданию железнодорожного транспорта. Как отмечает Ю.В. Гончарова: «с первых дней при организации работ по постройке железных дорог проявился ряд недостатков, которые были характерны для бюрократической России того времени. Так, например, вокруг строительства железнодорожных линий развернулись казнокрадство и спекуляция, должностные злоупотребления и приписки»[1]. Далее Ю.В. Гончарова подчеркивает, что: «В связи с этим на основании доклада главноуправляющего путями сообщений и публичными зданиями от 15 марта 1844 г. № 365, император Николай I повелел учредить особое полицейское управление Санкт-Петербурго-Московской железной дороги»[2].

Заметим, что проблема хищения средств еще на стадии строительства железных дорог сохранялась на всем протяжении существования Российской империи: «… концессии на строительство железных дорог открывали возможности беспрецедентных прибылей для тех, кто их получал. Недостаточность законов порождала коррупцию. При Александре II титулованные ходатаи получали взятки «поверстно» - таким образом от посредничества составлялись миллионные состояния»[3]. Ряд показательных примеров того, что правительственные концессии на строительство железных дорог рассматривалась предпринимателями и государственными сановниками в качестве своего рода легализованной формы хищения (присвоения) казенных средств приведены в работах О.Н. Елютина и П.А. Зайончковского[4]. В означенном контексте, весьма выразительна запись, оставленная в своем дневнике графом Д.А. Милютиным: «В то время как, с одной стороны, заботятся об установлении строжайшего контроля за каждой копейкой, когда с негодованием указывают на какого-нибудь бедного чиновника, обвиняемого или подозреваемого в обращении в свою пользу нескольких сотен или десятков казенных или чужих рублей, с другой стороны, с ведома высших властей и даже по высочайшей воле раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления их финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барыша тем или другим личностям»[5].

 

[1] Гончарова Ю.В. Жандармские полицейские управления железных дорог, 1867-1917 гг. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.

[2] Там же. С. 26.

[3] Исторические моменты развития железных дорог. История российского железнодорожного транспорта. Юго-восточная железная дорога. / http://uvzd.sarat.ru

[4] Елютин О. Н. «Золотой век» железнодорожного строительства в России и его последствия // Вопросы истории, 2004. № 2. С. 47-57; Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., «Мысль», 1978. с. 99-100, 105, 183-4.

[5]. Милютин Д.А. Дневник (1873—1882 гг.). Т. 1. М., 1947, стр. 162—163. / Цит по: Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., «Мысль», 1978. с. 183.

 

Категория: Наркомвнуделец | Добавил: Наркомвнуделец (14.04.2016)
Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]