Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. В 2-х частях
/// искусство въ широком смысле этого слова, и для того, чтобы деятельность наша была вполне сознательна и целесообразна, а не совершалась только въ силу одной рутины, — конечно, важной въ каждомъ деле, но часто и ошибочной, — искусство, соответствующее этой деятельности, должно иметь свою теорию, свою систему принциповъ и свой кодексъ правилъ. Это положение такъ просто и, мне кажется, такъ ясно, что не требуетъ доказательствъ. Научныя занятия, разумеется, также подходятъ подъ категорию сознательныхъ и целесообразныхъ деятельностей, нуждающихся въ додобныхъ спстемахъ и кодексахъ, которые определяли бы основныя идеи и задачи, приемы и средства той или другой науки: такия ;теории наукъ, действительно,разрабатываются въ разныхъ направленияхъ и съ большимъ или меньшимъ успехомъ въ отдельныхъ случаяхъ. Въ ряду другихъ научныхъ областей и область истории, столь сложная, не только не составляетъ исключешя въ этомъ отношении, но, пожалуй, ни одна наука такъ часто и такъ много, какъ история, не обращала на себя внимание, какъ предметъ, достойный самаго тщательнаго и разносторонняго обсуждения именно съ точки зрешя теории, определяющей цели науки и указывающей на пути для ихъ достижения. По крайней мере, это общее соображение можетъ оправдывать попытку дать кое-что для общей исторической теории.
Н. Кареевъ.
[1]См. мою брошюру «Идея всеобщей исторш». Спб. 1885. стр. 1—2.
КНИГА I.
Построение философия истории.
ГЛАВА I.
Философия истории и историософия.
Терминъ философия истории употребляется уже более ста лет, не мало вышло въ свет и книгъ подъ такимъ названиемъ, но до сихь поръ понятие философии истории остается крайне неопределеннымъ: выражение это встречается теперь въ самыхъ разиообразныхъ
смыслахъ, такъ какъ ему не придано одного постояннаго значения. Почти все авторы, разсматривающие развитие философии истории понимали по своему ея сущность и задачу,
http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=47427339