Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Понедельник, 25.11.2024, 21:41
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Тема разбоя на Руси. Петр и разбойники
НаркомвнуделецДата: Вторник, 28.09.2021, 18:46 | Сообщение # 1
народный комиссар
Группа: Администраторы
Сообщений: 2745
Репутация: 426
Статус: Offline
Тема разбоя на Руси
Петр и разбойники. Санкт-Петербургские ведомости.  07 апреля 2017.
Любопытных и порой курьезных легенд, связанных с повседневной жизнью Петра I, - великое множество. Однако предание о встрече царя с разбойниками, опубликованное в 1844 году в «Журнале для чтения воспитанников военных учебных заведений», - сюжет редчайший. Это «сказание» можно было бы счесть за народный вымысел, однако документы XVIII века свидетельствуют, что подобная история могла случиться в реальности.

Предание рассказывает, что в 1708 году царю довелось ехать по так называемому Кавказскому тракту через Елецкий уезд. В ту пору места эти были глухими: огромные дубовые леса простирались на тридцать верст. На проезжей дороге деревень было мало: крестьяне селились в этих местах неохотно, опасаясь военных постоев и притеснений от царских чиновников. Проезжающих часто грабили разбойники. Одно время Петр даже пытался переселить местных крестьян ближе к тракту, чтобы он стал более безопасным. Но те при первой возможности покидали новые поселения и разбегались по окольным деревням, которые отстояли друг от друга на 30, 40 и даже 50 верст...
Итак, под покровом ночи, когда царский экипаж подъезжал к Ельцу, случилось чрезвычайное происшествие. Разбойники, засевшие в густом лесу, услышали звон почтовых колокольчиков и стремительно выскочили из засады, напали на свиту, стащили ямщика с лошади... Разбойники не подозревали, на кого подняли руку, тем более что темнота скрывала от них лицо главного путника. Они кричали, что хотят отомстить ему за то, что он разорил их семейства. Петр пытался увещевать лихих людей, но, увидев, что это ни к чему не приводит, возвестил своим громовым голосом: «Опомнитесь! Знаете ли, кого вы грабите?.. Я царь ваш! Повинуйтесь!».
Злоумышленники с любопытством окружили «чиновника», дерзнувшего назваться именем царствующего монарха. Разглядев наконец черты его лица, разбойники побросали все, что награбили, и пали ниц в ноги: «Прости нас, батюшка, надежда-царь! Мы повинны тебе головами!». Вожак поведал, что царевы люди, проезжающие через здешние селения, нещадно притесняют крестьян, так что им пришлось удалиться в дремучие леса, где они и занялись лихим промыслом...
«Обещайте мне, что отныне и впредь никогда не будете заниматься разбоем, а я строго-настрого прикажу всем чиновникам не стеснять вас при проезде и в постое на квартирах, - молвил царь. - В память же благополучного окончания этого дела я велю построить здесь церковь, куда вы должны приходить молиться каждое воскресенье и благодарить Бога за то, что он вас избавил от такого тяжкого греха!»
На прощание Петр оставил разбойникам часть своей поклажи, сказав при этом: «Возьмите себе! Но только чтобы это было в последний раз, и больше не шалить, а не то худо будет! Прощайте, да помните свое обещание!».
Приехав в Воронеж, Петр немедленно сделал распоряжение о постройке на лихом месте каменной церкви, а село, где жили крестьяне-разбойники, было переименовано по имени царя в Петровское. Впрочем, в народе это название не прижилось и село стало Красным... Предание было записано в 1840-х годах со слов местных старожилов. Схожие сведения были взяты из «письменной летописи», которую вел священник местной, той самой «петровской», церкви.
Так было это событие на самом деле или нет? Несмотря на всю его кажущуюся невероятность, подобное происшествие могло случиться. Тому есть несколько доказательств: во-первых, село Красное и ныне существует в Елецком районе. Во-вторых, в конце 1708 года царь действительно ездил по Кавказскому тракту в Воронеж. В «Поденной записке Петра Великого» сообщается, что монарх прибыл в этот город в феврале 1709 года, где осматривал «карабельные работы».
Интересно, что спустя десять лет история практически повторилась: монарх подвергся нападению разбойников. 10 января 1718 года французский посланник при русском дворе де Лави зашифровал следующее сообщение: «Здесь (в Петербурге. - А. Е.) получено известие о том, что Царь прибыл в Москву... Говорят под секретом, что на дороге на Его Царское Величество напали разбойники и несколько из них были схвачены...».
Через три дня де Лави посылает еще одну депешу, в которой сообщает, что в Петербург приехал некий французский полковник, - надо полагать, очевидец события. Он уверял посланника, что в дороге Петр I встретил «множество врагов», из которых были схвачены двадцать человек.
Похоже, само провидение благоволило царю, который довольно безответственно относился к своей безопасности. Например, по свидетельству датского посланника Юста Юля, Петр иногда перемещался по столице в сопровождении лишь одного слуги. Но, возможно, после памятного инцидента под Ельцом царь решил усилить свою охрану, что и оправдало себя через десять лет на пути из Петербурга в Москву.

https://u.to/wTgiHA

http://sovet-miliziy.narod.ru/forum/4-1201-1#3883


Вот тебе ордер на реквизированное. А то на попрошайку смахиваешь, а не на наркомвнудельца.
- Я реквизированного носить не желаю. Зарплату вперед дайте, я куплю на толкучке, ...
 
КорчагинДата: Пятница, 01.10.2021, 02:42 | Сообщение # 2
Начальник отдела
Группа: Администраторы
Сообщений: 395
Репутация: 43
Статус: Offline
Н. Костомаров

....Но беглых солдат было так много, что не было возможности всех казнить, и было принято за правило из трех пойманных одного повесить, а двух бить кнутом и сослать на каторгу. С неменьшею суровостью преследовали беглых крестьян и людей. Передерживав­шие беглых такого рода подвергались смертной казни. Беглецы составляли разбойничьи шайки и занимались воровством и грабежом. Принято было за правило каз­нить из пойманных беглых крестьян и холопов только тех, которые уличены будут в убийстве и разбое, а дру­гих наказывать кнутами, налагать клейма, вырезывать ноздри. Последний способ казни был особенно любим Петром. В его бумагах остались собственноручные за­метки о том, чтобы инструмент для вырезывания нозд­рей устроить так, чтоб он вырывал мясо до костей. Не удовольствие было повсеместное, везде слышался ропот; но везде бродили шпионы, наушники, подглядывали, подслушивали и доносили; за одно неосторожное слово людей хватали, тащили в Преображенский приказ и под­вергали неслыханным мукам. «С тех пор, как Бог этого царя на царство послал, — говорил народ русский, — так и светлых дней мы не видим: все рубли, да полтины, да подводы, нет отдыха крестьянству. Это мироед, а не царь — весь мир переел, переводит добрые головы, а на его кутилку и перевода нет!» Множество взятых в солдаты было убито на войне; они оставили жен и детей, и те, скитаясь по России, жаловались на судьбу свою и проклинали царя, с его нововведениями и воинственны­ми затеями. […] Села пустели от многих поборов; беглецы соби­рались в разбойничьи шайки, состоявшие большею ча­стью из беглых солдат. Они нападали на владельческие усадьбы и на деревни, грабили и сожители их, истреб­ляли лошадей, скот, рассыпали хлеб из житниц, увозили с собою женщин и девиц для поругания. По просьбе помещиков, живших в уездах около Москвы, отправля­емы были нарочные сыщики, которые собирали отстав­ных дворян, разных служилых людей и крестьян на лов­лю разбойников. Около Твери и Ярославля разбойничьи шайки разгуливали совершенно безнаказанно, потому что, за отправкою дворян молодых и здоровых на служ­бу и за взятием множества людей в Петербург на ра­боту, некому было ловить их. Разбойники бушевали в клинском, волоцком, можайском, белозерском, пошехон­ском и старорусском уездах, останавливали партии ре­крут, забирали их в свои шайки и производили пожары. Государь, в октябре 1711 года, отправил для розыска разбойников полковника Козина с отрядом; отставные дворяне и дети боярские обязаны были, по требованию последнего, приставать к нему и вместе с ним ловить разбойников, которых немедленно следовало судить и казнить смертию. В 1714 году повелено казнить смертию только за разбой с убийством, а за разбои, совершенные без убийства, ссылать в каторгу, с вырезкою ноздрей. […] Долговременное истощение народных сил, после бывших продолжительных войн и тяжелых поборов, привело к тому, что обезлюдели многие края. Крестьяне, оказавшись несостоятельными в уплате податей, разбе­гались, но их владельцы не освобождались от казенных недоимок, числившихся за беглыми, и часто, не в со­стоянии будучи получать доходов с своих разоренных имений и вносить требуемые в казну платежи, сами по­кидали свои жилища и пускались в бега.
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1892. Т 2. С. 55-56, 75, 102

Источник: http://russiahistory.ru/dezertirstvo-i-banditizm-v-e-pohu-petra-i/
http://russiahistory.ru/dezertirstvo-i-banditizm-v-e-pohu-petra-i/


Чтоб никакой г*еббельсятины!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: