Путятин В.Д. "Транспортное право", 2009, N 1
Становление и развитие системы органов правопорядка на железнодорожном транспорте Советской России 1917 - 1937 гг. (Исторические, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ аспекты)
Путятин В. Д., доктор транспорта, доктор юридических наук, профессор кафедры философии и права, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
В представленной читателю статье автор продолжает исследование, начатое им в журнале "Транспортное право" за 2006, 2007 гг., исторических, организационно-правовых аспектов становления и развития органов правопорядка на объектах транспортного комплекса России. Рассмотрев период становления и развития органов правопорядка на транспорте дореволюционного периода, автор предлагает читателю исследование системы органов правопорядка на железнодорожном транспорте Советской России 1917 - 1937 гг.
Во вступительной части статьи Путятин В.Д. излагает свое видение ситуации на железных дорогах до Октября 1917 года. Приведем материал с момента Октября 1917 г.
... 26 октября 1917 г. международная революционно-террористическая организация, именовавшаяся РСДРП, захватила власть в России. В первую очередь большевики и созданные ими военно-революционные комитеты обратили внимание на железнодорожный транспорт, в том числе на обеспечение сохранности перевозимых грузов, на реорганизацию системы обеспечения силовой защиты железнодорожного транспорта. 28 октября (10 ноября) 1917 г. нарком внутренних дел А. И. Рыков <1> подписал и направил на места Декрет "О рабочей милиции". Однако в Декрете речь не шла о создании железнодорожной милиции. Возникает вопрос: какая милиция и для чего создавалась большевиками с первых дней захвата власти?
<1> Алексей Иванович Рыков - первый нарком внутренних дел РСФСР. Возглавлял НКВД с 7 (17 ноября) по 25 октября (4 ноября) 1917 г.
Предыстория вопроса
В 1905 - 1907 гг. экстремистские политические партии готовили вооруженный захват власти, для чего создавали различного рода незаконные вооруженные формирования. Среди них были и формирования "народной" либо "рабочей милиции", обладавшие высоким уровнем специальной диверсионно-террористической подготовки. Вот почему нарком внутренних дел А. И. Рыков, подписывая Декрет "О рабочей милиции", меньше всего думал о создании органа охраны общественного порядка. Речь в Декрете шла о создании вооруженных формирований для захвата и удержания власти. В этой связи возникает вопрос, как развивалось становление органов охраны правопорядка на железнодорожном транспорте. После Февральской революции 1917 г. был ликвидирован орган обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка на железнодорожном транспорте - жандармская железнодорожная полиция. Ликвидация органа при сохранении функции привела к возникновению на железных дорогах различных организационно-правовых форм охраны общественной безопасности и охраны правопорядка. К ним относились следующие: а) железнодорожная милиция как своеобразная форма милиционной повинности. Формировалась из числа железнодорожников службы движения, охрану общественного порядка сотрудники такой милиции несли во время выполнения служебных обязанностей по основному месту работы; б) железнодорожная милиция как штатный орган охраны общественного порядка. Формировалась из числа безработных железнодорожников, из солдат, демобилизованных по ранению и др.; в) уголовная милиция. Избиралась из числа железнодорожников для проведения розыскных функций и охраны общественного порядка; г) воинские команды и караулы. ///
Источник