starover Augus
«Духовенство не для того свергало царскую власть, чтобы ее реставрировать». Историк Михаил Бабкин
Выход в Москве монографии ученого-историка Михаила Бабкина "Духовенство Русской Православной церкви и свержение монархии (начало ХХ века - конец 1917 г.)", вызвал большой интерес среди историков, философов и представителей духовенства.
О книге, которую отец Илья Соловьев назвал "неудобной и не вписывающейся в привычные представления о Церкви периода Февральской революции" член Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Одинцов сказал, как о произведении, которое "готовит нас к созыву Поместного Собора". Труд, в основе которого - историко-философская проблематика отношений Церкви и государства, исследует взаимоотношения духовенства и монархических кругов в начале 20-го столетия, а также деятельность Поместного собора (первой сессии 1917 года) и основан на архивных документах и материалах периодической печати. ...
Жанна Михайлова: Эпиграф к первой главе вашего труда - знаменитые лермонтовские строки: "Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет..." Почему же, судя по вашему исследованию, Православная Российская Церковь (ПРЦ) в 1917 году по существу повела себя индифферентно по отношению к помазаннику Божьему, к императору Николаю Второму?.
Михаил Бабкин: Высшее духовенство видело в нем своего харизматического конкурента.
- Но кто-то из духовенства остался верен?
- Всего лишь 4 - 5 епископов из 170 архиереев заявили о своем неприятии революционных событий Февраля, они же публично высказывались на эту тему.
- А каковы вообще были отношения Николая Второго и Церкви?
- Царь сознавал себя покровителем Церкви, как и "хозяином земли русской", как он сам написал во время переписи населения в графе "род занятий". Как Помазанник Божий он в определенном смысле и был главой Церкви. Формально же еще с византийских времен права царя не были кодифицированы. Это и давало духовенству повод к недовольству, и, прежде всего, оно было недовольно участием императора в церковных делах.
- А каково было отношение будущего Патриарха Тихона (Белавина) к монархии и к сложившейся в России ситуации?