Разделение (Severance). Сериал, США, 2022.
Сериал построен на гипертрофированной подаче методов управления человеком и эксплуатацией этих методов соверменными корпарациями. Сама проблема, буквально, дрессировки жителей атлантичской цивилизации (США и Западной Европы), значима и злободневна. В сериале дрессировка обывателя доведена до гипертрофированно утрированной картины. Известно, что и в реальности европейцы вышколены до неспособности объективно и критически воспринимать реальность. Статистический европеец видит то, что ему предписано видеть, и видит именно так, как ему предписано видеть.
В сериале это состояние выведено в абсолют. Герои фильма - группа граждан, с силу некоторых причин согласившихся на процедуру так называемого "разделения". Этим людям хирургически внедряют чип, который по расписанию выключает/включает определенные чаты сознания, сектора памяти. Главный принцип разделения - заходя на работу, разделенные забывают все, что связано с их личностью, личной жизнью вне корпорации. Они абсолютно ничего не помнят о том, кто они вне офиса, не помнят никого из близких, не знают, откуда они, где живут, где учились, кого встречали. При нахождении на работе в оффисе мира вне его стен для разделенных не существует, они все о нем забыли. Аналогичная ситуация, когда завершается рабочий день и разделенные покидают офис. В этом состоянии люди живут личной жизнью в своих домах, среди соседей, общаются близкими, окружающими. Понятно, что они абсолютно ничего не знают о том, чем заняты на работе и что там происходит. Те, что живут в "нерабочее время" именуются "экстра", те, что в включаются с началом рабочего дня "интра".
Казалось бы, таковое "разделение" может быть полезным. В жизни масса ситуаций, когда сотруднику на работе не удается переключиться от бытовых, семейных проблем и они донимают его, не позволяют сосредоточиться. То же самое нередко не позволяет людям жить своей жизнью вне работы. У "разделенных" подобных проблем не возникает им не зачем переживать - они никаких проблем вне службы/дома просто не помнят.
И вот здесь проявляются три проблемы.
Первая - сама работа, ее характер. Интры выполняют некоторые операции, смысл которых им совершенно не ясен, а понимать его им запрещено. Они обязаны просто выполнять определенные операции, не интересуясь, что же именно они делают, в чем смысл их действий. Операции не сложные, условия для работы комфортные, руководство не забывает стимулировать наиболее добросовестных. Но сам запрет на понимание смысла произодимых операций для человека невыносим. По реальной жизни - человек не в состоянии подобного вынести.
Вторая - запрет на смысл поддерживается не менее жесткими запретом на любую информацию, вне корпоративного минимума. Интры лишены возможности изучать свою "профессию" расти в ней. Они ничего не имеют права читать, смотреть, слушать кроме упомянутого минимума. Это лишает мытарство интр содержания, смысла, динамики. Их мир балансирует на тонкой грани между тупой дисциплиной и безумием.
И третье - формально интры - это добровольное, сознательно выбранное состояние. Человек, выбравший разделение не лишается гражданских прав и если что либо в произведенном выборе его категорически не устраивает, то он в праве отказаться от работы в Люмене. Либо обратиться в суд по расторжению контракта, запросить медицинское обследование, если по работе совсем плохо. Но, оказывается, что все перечисленное, как очень многое в атлантическом мире, лишь формальность.
Материал на сайте