Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Пятница, 19.04.2024, 11:15
Главная » 2019 » Октябрь » 27 » О коррупционной составляющей в Советской России в 1917-1921 годы.
19:27
О коррупционной составляющей в Советской России в 1917-1921 годы.

О коррупционной составляющей в организации властных отношений в Советской России в 1917-1921 годы.

Извлечение

Коррупция превратилась в реальную угрозу развитию российского государства, разрастание масштабов которой наносит огромный ущерб нашей стране. Угрожающий характер коррупции выражается не только ее количественным ростом, но и развитием форм ее проявления, позволяющих данному явлению «приспосабливаться» к ситуации, видоизменятся в зависимости от воздействия различных факторов, в том числе, и мер противостояния коррупционной угрозе. Способность к таковой микромикрии обуславливает многообразие форм существования коррупции, так как сам характер ответственной должности определяет для ее «обладателя» массу различных возможностей распорядится своими полномочиями с целью противозаконного использования служебного положения в личных интересах. В результате недооценки данных способностей, может серьезно пострадать качество государственного управления, снизиться эффективность деятельности правоохранительных органов.

В русле вышеотмеченного, важно освоить методику анализа проблемы коррупции во всем множестве ее проявлений, как в историческом прошлом, так и в прогнозируемой перспективе. Одним из условий достижения заданной цели является разработка и обобщение имеющегося в данной сфере опыта. В обозначенном русле, представляет интерес рассмотрение проблем коррупции, методов противодействия этому негативному явлению в советском государственном аппарате с 1917 по 1921 год. Хотя данная тема поднималась в ряде исследований, до настоящего времени она, тем не менее, не исчерпала новизны и представляет собой материал, сохраняющий существенный исследовательский интерес.

Как известно, в советском уголовном праве рассматриваемого периода понятие «коррупция» отсутствовало. В рамках узкого толкования данного вида преступности, его определением служил термин «взяточничество», борьбе с которым придавалось серьезное значение. В связи с этим, отметим, что прямое получение денежной «благодарности», иных материальных ценностей должностным лицом, далеко не раскрывает всех форм и проявлений коррупции. У недобросовестного чиновника существует множество способов использовать служебное положение для реализации собственной корысти, и без непосредственного получения взятки. В этом ряду можно перечислить такие «рычаги», как продвижение по службе подчиненных, через которых обеспечиваются услуги личного плана, материальное поощрение указанных лиц, завышение им ставок оплаты, использование в качестве «платы за услуги» премирования, материальной помощи и т.п. К подобной практике особенно предрасположены  коррупционеры в обществах тоталитарного плана, с сильной степенью огосударствления экономики, характеризующихся результативным контролем за доходами и расходами должностных лиц.

В итоге, осуществляя свои материальные интересы в не явной форме, непосредственно корыстолюбец взяток не берет, но не из мотивов личной порядочности, и не из опасения «попасться», а в силу наличия возможности реализовать свою корысть через более сложную и трудно доказуемую – «легализованную» форму. Как правило, при отсутствии должного контроля, обозначенная форма отношений приобретает собственную динамику - во все возрастающей степени охватывая управленческие структуры учреждений, территорий, служб, все более определяя, точнее - извращая, сам характер деятельности государственных органов.

Относительно политической системы Советской России, само существование таковой практики выглядит некоей парадоксальностью. Известно, что принадлежность к правящей партии большевиков, не подразумевала каких либо преимуществ меркантильного плана. Напротив, членство в РКП(б) обязывало к существенным ограничениям своего материального благополучия. В данном отношении показательна личная скромность самого В.И. Ленина, его умеренность и воздержанность в быту, которые, казалось бы, отвергали допустимость существования даже малейших коррупционных мотивов среди ленинского окружения.

Действительно, В.И. Ленин неоднократно проявлял нетерпимость к проявлениям «шкурничества» в рядах правящей партии, зачастую лично пресекая его проявления. Как свидетельствовал Л.Д. Троцкий: «В центре внимания Ленина и его сотрудников стояла неизменно забота об ограждении большевистских рядов от пороков, связанных с властью»[1]. В то же время, с первых лет советской власти в партийной среде, в том числе на ее самых высоких уровнях, проявлялись явления, отклоняющиеся от требований должных революционеру аскетической простоты и суровой справедливости.

Так, явным противоречием мнению о всеобщем духе бессеребничества в руководстве Советской России выступают данные о проявлявшейся среди части руководства большевистской партии тяги к «презренному металлу» и драгоценностям. Так, по свидетельству одного из современников, заместитель народного комиссара по военным и морским делам и заместитель председателя Реввоенсовета Республики Э. М. Склянский «...  пользуется в Москве репутацией «первого покупателя бриллиантов»; попался в Литве на досмотре вывозимый багаж зиновьевской (имеется ввиду Г. Е. Зиновьев, один из руководителей РКП(б) – А.А.) жены Златы Бернштейн-Лилиной — и «обнаружены драгоценности на несколько десятков миллионов рублей»[2].

....

[1] Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., 1991. С.82.

[2] Маслов С.С. Россия после четырёх лет революции. Париж: Русская печать, 1922. Кн. 2. С. 190.

Автор: Абдрахманов А.И.

Опубликовано в «Государственная власть и местное самоуправление» № 3. Март 2009. С.41-44.

Материалы по теме:

Проблема коррупции в Башкирской АСР

Категория: Любознательным | Просмотров: 374 | Добавил: Наркомвнуделец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Наркомвнуделец  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]