Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Четверг, 28.03.2024, 17:49
Главная » 2018 » Октябрь » 14 » Создание советского уголовного розыска
23:38
Создание советского уголовного розыска

В подавляющем большинстве губернских и уездных центров специальных аппаратов по борьбе с уголовной преступностью не существовало — в ряде мест они одновременно с ненавистной охранкой были разогнаны революционными массами, а чаше всего их сотрудники присоединялись к чиновничьему саботажу и на работу не являлись. Известны случаи, когда эти «борцы» с преступностью легко переквалифицировались ...  в преступников.

Поэтому, с весны 1918 года на местах, где состояние оперативной обстановки было наиболее тревожным, начинают создаваться аппараты уголовного розыска. Так было, например, в Оренбурге и Саратове.

Единая система аппаратов уголовного розыска в стране начала строиться на основании принятого 5 октября l918 года коллегией НКВД РСФСР Положения «Об организации отделов уголовного розыска». Эта дата считается днем рождения советского уголовного розыска. Положение предусматривало, что при управлениях милиции в населенных пунктах с числом жителей не менее 40—45 тысяч создаются отделения уголовного poзыска «для охраны общественного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом»1[1] В городах с меньшим населением образовывались уголовно-розыскные столы.

При строительстве аппаратов уголовного розыска учитывался накопленный опыт деятельности уже существовавших, а также опыт ВЧК с которой угрозыск действовал в самом тесном контакте.

После ликвидации очагов анархизма органы ВЧК и уголовно-розыскной милиции нанесли еще один удар по уголовному миру. 15 мая 1918 года в районе Верхней и Нижней Mасловки была проведена операция по поимке наиболее опасных преступников профессионалов. Масловка – родная сестра Хитрова рынка и Сухаревки, о которой В. П. Гиляровский писал: «Сюда в старину москвичи ходили разыскивать украденные у них вещи, и небезуспешно, потому что исстари Сухаревка бил сбыта краденого. Вор-одиночка тащил сюда под полой «стыренные» вещи, скупщики возили их возами»2[2].

Перед началом операция сотрудники розыски несколько наблюдали за рынками, чайными, ночлежками, где обычно появлялись уголовники. После тщательной разведки ночью они выставили оцепление и начали облаву одновременно в разных местах. Как ни хорошо знал уголовный мир эти дворы и улочки, подвалы и лазы — мало кому удалось скрыться. В результате операции многие «знаменитости» уголовного мира сменили прописку. В ходе расследовании выяснилось, что арестованные — что те самые налетчики на военно-промышленный комитет на Малой Дмитровке, где захватили 250 тыс рублей. Имя же ограблен на 106 тысяч рублей кооператив в Лебяжьем переулке. Свыше 40 тысяч рублей эта банда захватила во время налета на контору братьев Бандовых на Варварской площади. Бандитами совершены и другие тяжкие преступления. При обыске в их тайниках было обнаружено большое количество оружия и боеприпасов, хлороформ, отмычки, «фомки», бомбы и другое «снаряжение». Дознанием установлен длинный перечень пособ­ников, укрывателей, сбытчиков краденого, притонов, для ликви­дации которых были приняты соответствующие меры[3].

Осенью 1918 года было создано 34 губернских уездных уголовно-розыскных отделения, в которых работали чуть более 2000 сотрудников. В обстановке войны и разруха уровень пре­ступлений постоянно возрастал. Так. по неполным данным, в 1919 году зарегистрировано 108 638 преступлений, в 1920— 341 142[4].

Начальник Центророзыска докладывал руководству: «Штаты, набранные не из специалистов, а новичков, естественно, не могут противостоять сильной армии преступников, прекрасно орга­низованных, с опытом, приобретенным за многолетний тюремный стаж, зачастую применяющих при совершении преступле­ний новейшие достижения техники»[5].

В целях активизации борьбы с усиливающейся професси­ональной преступностью Центророзыск потребовал присылать фотографические снимки и дактокарты всех без исключения преступников, и в первую очередь преступников «важных категорий», наладить строгий учет происшествий, утерянных и похищенных документов, своевременно обеспечивать списками разыскиваемых.

Коренным условием укрепления аппаратов уголовного розыска. а следовательно, совершенствования борьбы с преступностью, было улучшение их кадрового состава.

Уже в декабре 1918 гола был установлен строгий порядок отбора руководящих кадров угрозыска. Исполкомы местных Советов представляли в Центророзыск подробные сведения о кандидатах на должности начсостава уголовного розыска. Каж­дый кандидат должен был иметь рекомендации от учреждений или ответственных лиц.

«У работников угрозыска не должно быть ничего общего с бывшими сотрудниками царского сыска, на которых — широкие слои населения смотрели (и часто справедливо) как на элемент сомнительной нравственности, обделывающий свои личные деда с преступным миром. Сотрудник уголовного розыска доджем быть безупречным, чтобы ни тени подозрении не падали на доброе имя деятеля уголовного розыска, охраняющего нравственность и устои государственные» 1[6].

Несмотря на значительные трудности, результативность розыска год от года повышалась. Так. в Москве в 1918 году было раскрыто 38 процентов всех преступлений, а в 1919 году уже 57. В целом же в РСФСР в годы гражданской войны раскрывалось около 60 процентов преступлений[7].

Молодому уголовному розыску пришлось включиться в борьбу с многими другими не менее опасными преступлениями.

 

 

[1] ЦГАОР СССР.- Ф. 393. Оп. 6. —Д. 4. —Л 33. 33 oб.

[2] Гиляровский В. А. Москва в москвичи. – Минск, 1980— С 35.

[3] См. МЧК. – С. 36.

[4] См. Рабоче-крестьянская милиция — 1923 —№ 8.-С 47.

[5] ЦГАОР СССР – Ф. 393. Oп. 6. – Д. 104. -Л 90.

[6]

[7]

Категория: Любознательным | Просмотров: 410 | Добавил: Наркомвнуделец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]