Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Четверг, 18.04.2024, 10:09
Главная » Файлы » Советская эпоха

История отечественных органов внутренних дел Под ред. д. ю. н. Р. С. Мулукаева.
[ Скачать с сервера (1.83 Mb) ] 26.05.2019, 22:46

История отечественных органов внутренних дел. Под ред. д. ю. н. Р. С. Мулукаева.
История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

Извлечение

Ситуация ХVIII в. ... 

получившее распространение в XVI и особенно в XVII и XVIII вв. бегство крестьян от помещиков нередко сопровождалось нападениями на помещичьи владения, грабежом имущества феодалов. Для борьбы с этим злом был учрежден институт сыщиков (сысчиков). Ими были должностные лица, которые направлялись для расследования дел о разбоях и кражах, совершенных беглыми крестьянами. Деятельность сыщиков регламентировалась специальными нормативными актами центральной власти. Например, 12 октября 1711 г. Сенат издал указ «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников». В указе сыщикам предписывалось: «За теми ворами и разбойниками в погоню гонять... и таких разбойников и воров ловить». Одновременно губернаторы были обязаны оказывать сыщикам всемерное содействие, «дабы во всех местах такими свободными сыски и розыски всемерно воровство искоренялось». Необходимо отметить, что сыщики редко пользовались негласными методами раскрытия преступлений. Они вели дознание путем опроса свидетелей, использования слухов («язычные молки»), вещественных доказательств («воровской рухляди»).

В 1762 году институт сыщиков был упразднен. Их обязанности передавались в ведомство губернских провинциальных и воеводских канцелярий, т.е. в местные полицейские органы. Конец XVIII века был отмечен новой реорганизацией полиции в России. Уставом благочиния, изданным в 1782 году, вносился ряд изменений в организацию полиции. В городах создавались управы благочиния. В столицах они возглавлялись оберполицмейстерами, в губернских городах — полицмейстерами, а в остальных городах — городничими. Управа благочиния состояла из двух приставов, назначавшихся в столицах Сенатом, в остальных городах — губернским правлением, двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

.....

История ОВД после 1917 г.

Весной 1918 г. началась реализация программы по реорганизации рабочей милиции в профессиональный штатный государственный орган охраны общественного порядка.

 5 июня 1918 г. в «Вестнике Комиссариата внутренних дел» был опубликован проект Положения о народной рабочекрестьянской охране (советской милиции). В нем указывалось: «Для охраны революционного порядка учреждается <...> народная рабочекрестьянская охрана (советская милиция) как постоянный штат лиц.

 Организация рабочекрестьянской охраны (советской милиции) отделяется от военного дела <...> вся существующая ныне милиция и постановка дела охраны революционного порядка должна быть реорганизована и изменена согласно данному положению».

 Важное значение имел съезд председателей губернских Советов, проходивших в Москве с 30 июля по 1 августа 1918 г. На нем рассматривались и решались вопросы нового государственного строительства, в том числе и вопрос о создании штатной профессиональной милиции.

 С докладом о рабочекрестьянской милиции на съезде выступил А.М. Дижбит, ответственный работник Наркомата внутренних дел РСФСР. Он подробно охарактеризовал состояние охраны революционного порядка в стране, обосновал потребность организации милиции как постоянного штатного государственного органа, построенного на профессиональных началах.

 Нарком внутренних дел Г.И. Петровский говорил о важном значении тесной связи милиции с массами, уважительного отношения к «милиционерам, охраняющим завоевания трудового народа».

 В принятой резолюции съезд признал необходимым «организацию советской рабочекрестьянской милиции».

 В связи с развернувшимся строительством штатного аппарата советской милиции большое значение имело завершение юридического оформления основ ее организации и деятельности. 21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР рассмотрел проект «Положения о советской милиции». СНК поручил НКВД по согласованию с НКЮ «переработать проект Положения <...> в инструкцию, приноровить ее преимущественно к борьбе против уголовных элементов, поддержанию санитарного порядка и приведению в исполнение предписаний местных властей».

 В соответствии с этим решением после подготовительной работы 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили «Инструкцию об организации советской рабочекрестьянской милиции». Она закрепляла правовые основы функционирования советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка. Важной особенностью оформления правового статуса милиции являлось прямое закрепление ее классового характера. Это нашло отражение в ее названии — «рабочекрестьянская» — и основных задачах. В Инструкции от 12 октября 1918 г. указывалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее особенностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».

 Инструкция устанавливала организационноправовые нормы, единые для Российской Федерации. 15 октября 1918 г. Главное управление милиции НКВД РСФСР разослало ее текст в губернские и уездные управления милиции, подчеркнув, что «впредь надлежит руководствоваться только этой инструкцией об организации милиции, отменяющей все инструкции по организации милиции, выработанные и принятые на местах». Согласно Инструкции на службу в советскую милицию принимались только «представители трудящихся, достигшие возраста 21 года, вполне грамотные». Представители «эксплуататорских классов», лица, служившие в дореволюционной полиции и жандармерии, а также лица, осужденные за совершение уголовных преступлений, в милицию не принимались. Все поступавшие на службу в милицию обязаны были давать подписку о том, что они прослужат в милиции не менее 6 месяцев и будут беспрекословно подчиняться «всем приказам и распоряжениям заведующего милицией и центральной рабочекрестьянской власти». Такой принцип комплектования кадров обеспечивал проведение «классовой, пролетарской линии» в деятельности органов милиции.

 Рабочекрестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. В организационном отношении ее работа строилась на принципе двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел.

Центральным органом рабочекрестьянской милиции первоначально было Управление милиции, входившее как подотдел в состав отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено

Наркомата внутренних дел. Поэтому в октябре 1918 г. Управление было реорганизовано в Главное управление милиции. Первым заведующим Главмилиции, как тогда именовали это управление, стал А.М. Дижбит.

 Главное управление осуществляло следующие функции: общее руководство деятельностью милиции; издание приказов и инструкций, определяющих как политическую, так и техническую сторону работы; надзор за деятельностью учреждений и органов милиции и т.п. Основные звенья местного аппарата РСФСР составляли губернские и уездные управления. Губернские и другие крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого (в каждом отдельном случае) разрешения Народного комиссариата внутренних дел. Низовым звеном аппарата милиции был участок во главе с участковым начальником, в ведении которого находились старшие и рядовые милиционеры.

Губернские управления милиции являлись одновременно местными органами НКВД и органами губернского исполнительного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их

деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции, но отличалась, конечно, масштабом, ограничиваясь пределами губернии, в которой находилось данное управление.

С самого начала перед милицией был поставлен широкий круг задач, который определял ее основные обязанности, зафиксированные в Инструкции от 12 октября 1918 г. Согласно Инструкции, их можно разделить на три группы.

К первой группе относились обязанности милиции по охране государственного и общественного строя, по обеспечению выполнения предписаний советских законов, а именно:

строгое соблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;

содействие советским государственным органам в осуществлении ими возложенных на них обязанностей. Во вторую группу включались:

  поддержание порядка в общественных местах, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях и происшествиях. Милиция была обязана принимать также меры к обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлекать к содействию и граждан;

  наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, надзор за порядком движения на дорогах;

  выдача в случаях, предусмотренных распоряжениями центральной власти, удостоверений личности, трудовых книжек и других удостоверений, справок, сведений, свидетельств.

 Третью группу составляли обязанности милиции по борьбе с преступностью:

  проведение оперативнорозыскных мероприятий;

  непосредственное участие в предварительном расследовании и оказание содействия судебным органам в исполнении приговоров.

 Деятельность милиции в области предварительного расследования выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам. В Инструкции не определялись категории уголовных дел, по которым милиция вела дознание, а лишь указывалось, что дознание проводится органами милиции под руководством и началом народных судей и следственных комиссий.

Инструкция дополнялась «Положением о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г., в котором устанавливалось, что предварительное следствие по делам, рассматриваемым народным судом с участием шести народных заседателей, ведется уездными и городскими следственными комиссиями. По остальным уголовным делам народный суд мог либо ограничиться дознанием, проведенным милицией, либо передать дело в следственную комиссию для ведения предварительно следствия.

 

Учебник

http://sovet-miliziy.narod.ru/forum/4-25-1#42

Категория: Советская эпоха | Добавил: Наркомвнуделец
Просмотров: 724 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]