Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Воскресенье, 29.01.2023, 15:15
Главная » Файлы » Охрана в Российской империи » Охрана Российской империи

Полицейская реформа в России в начале ХХ столетия
24.10.2021, 23:28

Грозин С.Ю. Полицейская реформа в России в начале ХХ столетия. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(3):23–25.

Актуальность реформирования органов внутренних дел, будь то времена Российской империи, советская эпоха или современный период, тема злободневная, разнонаправленная и дискуссионная как в политической, так и государственно-правовой плоскости [3, с. 114].

Современное состояние дел в органах внутренних дел России — низкое финансирование, кадровый голод, трудности правоприменения, протестные настроения в обществе и т.д. так или иначе, подталкивают нас обратить внимание к истории органов внутренних дел, в частности на реформирование полиции, которое осуществлялось на заре ХХ столетия.

Начало ХХ в., как и аналогичный период века XXI, время противоречивое, крайне насыщенное разнонаправленными политическими и экономическими событиями, а, как известно, именно на таких этапах анализ истории полицейских реформ приобретает особую значимость в государственном строительстве.

Полицейская реформа в России произошедшая в первое десятилетие ХХ столетия, по нашему мнению, была вызвана тем, что полицейское направление в Империи того периода имело крайне неудачную нормативную основу. Масса различных, часто противоречащих друг другу законов и распоряжений, не коррелирующихся с реальной жизнью и духом времени, вызывали беспорядок в работе полиции, провоцировали неэффективность ее работы, профессиональную отсталость и отсутствие общей унификации [4, с. 130]. Мало того, изменившаяся политическая ситуация, вызвавшая рост протестных отношений, наглядно продемонстрировали тот факт, что полиция в Российской империи неспособна эффективно выполнять свои функции [5, с. 68].

В связи с этим, перед царским правительством встал вопрос о кардинальном реформировании органов правопорядка, так как в обратном случае, крушение самой Империи и текущего политического строя было лишь вопросом нескольких ближайших лет [8, с. 132]. Уже в начале прошлого века руководство Империи видело недостаток в том, что органы полиции обременены непрофильными функциями, которые препятствовали результативному осуществлению борьбы с преступностью и эффективной деятельности по охране общественного порядка [6, с. 265].

В целях осуществить реформирование полиции руководством страны в 1907 г. была учреждена и в том же году приступила к активной работе особая межведомственная комиссия при Министерстве внутренних дел, в которой должность председателя занял заместитель министра внутренних дел А.А. Макаров [2]. В целях аналитической и документальной поддержки, а также выработки концептуальных направлений полицейского реформирования также была учреждена подкомиссия, в которой должность председателя заместил М.И. Трусевич, директор Департамента полиции.

К концу 1907 г. указанная подкомиссия аккумулировала обширную базу данных по всем действующим нормативным положениям, касающимся полицейской деятельности. Мало того, был осуществлена рецепция зарубежных нормативных актов и особых протоколов, затрагивающих деятельность иностранной полиции.

Блестяще выполнив подготовительную работу, подкомиссия наметила основные направления реформирования российской полиции. Был детально проанализирован полицейский функционал, назначение, организационное устройство полицейских органов, практика деятельности иностранной полиции и другие аспекты. Примечательно, что в некоторых случаях в обсуждение полицейского реформирования приглашались и представители прокуратуры, и делегаты из иных министерств [1, с. 114].

По замыслу М.И. Трусевича, все несвойственные полиции функции должны были быть изъяты из ее ведения, а сама полиция была определена как орган правительственной власти, призванный принимать меры к соблюдению всеми законов империи, преследовать тех, кто действует против государственного и общественного порядка, а также защищать личную и имущественную безопасность подданных Империи.

Комиссия осуществила подробную инкорпорацию всех полицейских обязанностей, обратив особое внимание на упорядочение пожарного дела и регулирование транспортных перевозок.

В сфере государственной пропаганды освещение полицейской деятельности осуществлялось в еженедельном журнале «Вестник полиции», который публиковался вплоть до конца 1916 г.

Первое заседание Совета министров по проблематике реформирования полиции состоялось в июле 1911 г. под председательством П.А. Столыпина. На указанном заседании были одобрены все важнейшие положения законопроекта затрагивающего полицейскую реформу. В проекте закона о реформировании полиции определялись следующие позиции: учреждение полиции, полицейский устав, заключение комиссии.

Проект учреждения полиции включал в себя процедурные вопросы организационного характера реформирования, виды полиции, нормирование ее деятельности и кадровую составляющую. Устав полицейский закреплял правовой статус полицейских чинов. В заключении же отразились непосредственные изменения в правах и обязанностях полиции.

Примечательно то, что учреждение полиции муниципального уровня было признано нежелательным, а несвойственные функции, ранее относившиеся к деятельности полиции (сбор налогов, вручение повесток, процедурные вопросы присяги и т.д.) были переданы в иные ведомства [9, с. 21].

Организационный и кадровый партикуляризм в деятельности полиции в результате реформирования планировалось изжить. К примеру, все виды полиции Империи, кроме тех, которые функционировали в дворцовых городах, находились в ведении министра внутренних дел. В дворцовых же городах полиция подчинялась министру императорского двора, а на местах — губернатору. В то же время, были сохранены горная, ярмарочная, портовая, фабрично-заводская полиция, а также лесная стража и охотничьи сторожа.

Отдельный корпус жандармов, сохранив свою военизированную структуру, перестал быть обособленным органом в полицейской отрасли. Для этого комиссия планировала соединить управление полицией и жандармами в руках помощника губернатора по полицейской части.

Выборная сельская полиция — волостные старшины, старосты, десятские были сохранены комиссией из соображений экономии государственного бюджета, хотя и мнение о крайней неэффективности этого вида полиции имели практически все члены комиссии.

В качестве серьезных недостатков текущего полицейского устройства комиссия признавала неравномерное распределение обязанностей среди полицейских чинов. Для устранения этого недостатка комиссия взяла на вооружение немецкую полицейскую практику, запланировав четыре категории чинов, с соответствующими обязанностями: 1) обеспечение наружного порядка; 2) ведение административно-полицейских дел; 3) осуществление судебно-уголовного преследования; 4) оперативно-разыскная деятельность. В соответствии с этим органы полиции получили следующие направления деятельности: наружная, административная, уголовная и разыскная службы [7, с. 41].

В целях повышения авторитета полицейской службы, было решено ввести категорию определенных служебных и образовательных цензов, а также организацию особых курсов и школ для обучения полицейских [10].

Кадровый голод в органах полиции был признан комиссией существенным обстоятельством, требующим пристального внимания. Для усиления сельской полиции комиссия запланировала учреждение новой должности — помощник станового пристава.

Повышение денежного довольствия также стало приоритетным направлением реформирования. Для этой цели из бюджета планировалось выделять более сотни миллионов рублей ежегодно, вместо прежних 35 млн руб. Финансирование должно было поступать в основном из государственной казны и городских бюджетов.

В итоге, в конце 1913 г. проект «О преобразовании полиции в империи» поступил в Государственную думу для последующего рассмотрения. Работа парламентариев продолжалась вплоть до 1916 г., но военные действия остановили работу над законопроектом и важный проект полицейского переустройства так и не был полностью реализован.

Необходимо отметить, что в целом органы полиции указанного периода были достаточно эффективным инструментом борьбы с преступностью и охраны общественного порядка в очень большой и многонациональной Империи. Однако, в условиях политического разлада общества, гражданского противостояния и столкновения интересов различных групп, одними лишь полицейскими мерами невозможно было сохранить государственность и устоявшуюся систему взаимоотношений.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что, несмотря на нехватку кадров, давление либеральных СМИ, масштабные революционные выступления и общую непопулярность полицейской службы российская полиция начала ХХ столетия оказалась самой лояльной текущему государственному строю структурой. Несмотря на самоотверженность полиции в борьбе с революционными течениями, сохранить самодержавие и Империю было объективно невозможно из-за внутренних противоречий в стране. Как итог, переход власти в руки Советов уничтожил полицию как орган охраны правопорядка, навсегда изменив облик правоохранительной системы России.

Категория: Охрана Российской империи | Добавил: Корчагин
Просмотров: 100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]