kostylevalex | Дата: Четверг, 09.02.2023, 09:25 | Сообщение # 1 |
Стажер
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
| ... В ночь с 5 на 6 марта 1551 года вооруженные жители Белого села (ныне Ярославская губерния) ворвались в монастырь и, найдя спрятавшегося игумена Адриана, стали выпытывать у него местонахождение ценного монастырского имущества. Вскоре игумен отдал им сосуд с 40 рублями, собранными братией на строительство большой монастырской церкви, после чего с ним жестоко расправились. Выставив у обители охрану и бросив связанных насельников в подпол, они продолжили грабеж, забрав медь, воск, книги, ларцы, одежду и другую церковную утварь, а также лошадей с возами. Вернувшись с разбоя, белосельцы распределили награбленное и разошлись по домам. Между тем один из разбойников, Иван Матренин, при дележе добычи утаил ларец, в котором ожидал найти золото, серебро и другие драгоценности. Его надежды не оправдались: оказалось, что в ларце игумен Адриан, известный своей любовью к иконописи, хранил образы, кисти и другой художественный инвентарь. Испугавшись своего открытия, преступник немедленно пришел к их приходскому священнику попу Косарю, который был организатором и идейным вдохновителем разбоя, и просил у него прощения за то, что «дерзнух неподобная украдох у своея братии». Вскоре собравшаяся «братия» во главе с Косарем осмотрела ларец. Общее мнение высказал сам поп: «Се же бе на нас полищное, се злое» («Это на нас поличное, это не к добру»). После чего вместе с разбойниками стал думать о том, где бы спрятать злосчастный ларец. Размышления державшего совет духовного отца услышал один из служителей той же церкви Святого Георгия по прозвищу Баба, который и выдал злодеев властям. Проведя следствие, губные старосты и царские приказчики писали в Разбойный приказ, отослав туда материалы дела для вынесения приговора. Если посмотреть на картину, которую нам рисует автор жития, как на целостное полотно, то мы увидим перед собой многие черты тогдашней преступности. Банда белосельцев, конечно, была собрана к случаю попом Косарем, своеобразным предводителем и организатором этого дела, и составляла не менее двух десятков человек. Лишь большая группа преступников могла позволить себе работать по разным направлениям: одни грабили, другие караулили выходы, третьи отвозили тело убитого игумена, четвертые вязали насельников обители и бросали их в подпол, а пятые вламывались в церковь. Очевидно, что многие из них были искушены в разбойном ремесле. На это указывает и профессионализм в действиях при разбойном нападении, и ряд психологических моментов. Все тот же Иван Матренин, рассказавший под пыткой о своем богатом преступном опыте, не обнаружив в ларце драгоценностей, испугался и вспомнил о своеобразной «корпоративной» этике: пришел виниться перед Косарем за то, что «дерзнух неподобная украдох у своея братии». Вопрос о том, что необходимо было делать с неожиданно появившимся «злым» (могущим принести вред) поличным, решался на сходке тех же участников нападения. Услышавший эту дискуссию церковный служебник Баба про себя засмеялся и иронически заметил: «Безумен поп, не весть, где положити, восхоте разбоя творити, такожде и душ человеческих побивати, устроих себя от неправды богатство собирати и красти у сосед своих всякое орудие…» («Безумный поп не знает, куда награбленное спрятать, а еще хочет разбойничать, убивать людей и обогащаться имуществом своих соседей»). Очевидно, что предметом для насмешки стал непрофессионализм преступников и, в частности, попа Косаря, который, решив стать на путь разбоя, не знал, как спрятать поличное. Здесь мы наблюдаем двойственную ситуацию: с одной стороны, преступники-белосельцы — простые жители со своими «животами, статками и пашнями» (имеется в виду имущество белосельцев, среди которого особо выделяются земли), с другой — они неплохо организованны, стоят заодно, имеют своего главаря, отменно вооружены и даже исповедуют что-то вроде собственной разбойничьей этики. Эти противоречия свидетельствуют о том, что разбойники-белосельцы представляли собой пример довольно средний, типичный для своей эпохи. http://sovet-miliziy.narod.ru/publ....1-0-155
Сообщение отредактировал kostylevalex - Четверг, 09.02.2023, 11:27 |
|
| |
Наркомвнуделец | Дата: Понедельник, 29.01.2024, 01:53 | Сообщение # 2 |
народный комиссар
Группа: Администраторы
Сообщений: 2750
Статус: Offline
| От татей к главарям: история организованной преступности в России Ванька Каин и Сонька Золотая Ручка, казацкий жаргон и петербургские трущобы: рассказываем о главных именах и событиях в истории российской преступности с XI века до 1917 года Автор Александр Воробьев
https://arzamas.academy/materials/1749
Ушкуйники - забытые герои Руси. Дмитрий Белоусов Кто такие ушкуйники.Гость эфира - Дмитрий Белоусов – писатель, историк, аналитик. Россия, Санкт-Петербург
Ведущая - Елена Андреева
Главные обсуждаемые вопросы: княжецентричность, источники, ушкуйники - это? как возникло?, воины Древней Руси, наследники Арконы, суда ушкуи, посадское войско, морские и речные, изгонъ, школа набегов, вооружение, три направления, известные походы, Сигтуна 1187 года, ватаманы, на просторах Севера, обгадившиеся викинги, кодекс чести, закат при Иване III, основа русского казачества, бродники.https://www.youtube.com/live/5-CtrF5iJD8?feature=shared
УШКУЙНИКИ: Русское пиратство. ARCHIVARIUS https://www.youtube.com/watch?v=NMI_qSm8KxU
Материал интернет ресурса Arzamas.academy Ушкуйники — жители Великого Новгорода и прилегавших к нему земель, которые ходили по рекам Вятке, Каме и Волге грабить соседние территории на небольших судах-ушкуях. Случалось, что походы ушкуйников завершались большим успехом. Так было в 1360 году, когда они взяли город Жукотин и вырезали находившихся в нем татар. В 1391 году они повторили свой поход и снова разорили Жукотин, а затем даже Казань. Ушкуйничество как явление пошло на спад в XV веке и окончательно прекратило существование после присоединения Новгорода к Москве в 1478 году.
Вот тебе ордер на реквизированное. А то на попрошайку смахиваешь, а не на наркомвнудельца. - Я реквизированного носить не желаю. Зарплату вперед дайте, я куплю на толкучке, ...
|
|
| |