
Гонки по вертикали - изначально, увидевшая свет в 1974 году повесть братьев Вайнеров.
Главный сюжет - противостояние следователя МВД Станислава Тихонова и матерого рецидивиста Алексея Дедушкина, кличка "Батон" . Дедушкин хитёр, опытен, осторожен, там где понимает слабость своей позиции и инициативен, там где видит уязвимость позиции обвинения. Основное действие происходит в районе Киевского вокзала - кабинете Станислава Тихонова, камере предварительного заключения. Завязка - на путях Киевского вокзала опознают и задерживают опытного поездного вора А. Дедушкина. При нем обнаруживают чемодан набитый редкими, даже уникальными, дорогими вещами. По факту ясно, что чемодан Дедушкин украл, но вот с доказыванием этого факта оказывается сложней - в таких случаях необходим потерпевший, который словно под землю проваливается. А без заявления потерпевшего предъявлять задержанному нечего - нет пострадавшего, нет обвинения.
Основной герой - Станислав Тихонов, которого авторы не называют по должности. Впечатление, что книжный Тихонов инспектор уголовного розыска, соединяющий полномочия оперативника и следователя. На протяжении повести Тихонов работает над единственным случаем, что на практике невозможно - материалов в ведении сотрудник всегда несколько. Даже когда вора Дедушкина приходится выпустить из под ареста, С. Тихонову не дают новых дел, оставив в его ведении только продолжающуюся разработку материала по Дедушкину. Причём случай для Тихонова особый - по причине личного антагонизма с подозреваемым. И дело здесь не только в том, что милиционер и подозреваемый пересеклись и «сцепились» довольно давно. Драматизма добавляет и то, что Тихонов поставил себе задачу разоблачить, вывести на чистую. воду, именно этого матерого рецидивиста.
Первая посылка произведения - Тихонов, уголовный розыск, в его лице, юридически, процессуально "не всемогущи". При всем опыте Тихонова, при явной виновности Дедушкина, без заявления пострадавшего виновность Батона не подтверждена. Заранее зная сюжет повести, можно обозначить задачу для розыска развертывания варианта, когда заявления пострадавшего вообще не поступит. Впрочем, Тихонов скоро убеждается, что заявления от пострадавшего нет и начинает действовать по установлению места происшествия (кражи) и личности пострадавшего. Однако, до истечения срока содержания под стражей подозреваемого не успевает, за что получает устное порицание от руководства.
Тихонов не только в профессиональном плане не наделен суперменовскими качествами. Антипод Дедушкина и в личной жизни не особо благополучен. Отца Станислав почти не помнит, только туманные образы до ухода того на фронт. Мать прожила незаметную, не особо гармоничную жизнь. То есть, что у Тихонова, что у Дедушкина, поддержки семьи за плечами нет.
Не сложилось и с любовью - любимая жена ушла от Тихонова к его приятелю. Новая знакомая, сотрудница архива - увлечена не Тихоновым, кстати, в фильме это «исправили», уж больно печальна участь инспектора уголовного розыска по книге.
Существенная часть произведения - личность профессионального вора Алексея Дедушкина. Характерно представлен жизненный путь этого персонажа. Вся семья Леши Дедушкина представлена как паноптикум отвратительных человеческих типов. Настолько мерзких, что искусственность отталкивающего образа дедушкинской родословной становится абсолютно явной. Его дед настолько невероятно отвратителен, что даже послужил в агентах-провокаторах III-го отделения СЕИВК. Учитывая, что к началу 70-х этот держиморда жив, то ему в повести должно быть около 110 лет. И примерно так с родителями Дедушкина, в которых отвратительным выведено все. Вайнеры просто концентрируют негатив.
В разработке Батона разворачивается сюжет повести. Изначально Батон идет в жесткий отказ, рассчитывая, что заявления пострадавшего может не поступить. Затем розыск работает над уточнением нахождения Батона на месте преступления. Но, доказанность факта, что Батон солгал о нахождении на курорте, в действительности будучи в поезде, где и похитил обнаруженный при нем чемодан, еще не является безусловным подтверждением вины. И здесь розыск переходит к работе над следующей линией - от установления личности владельца обнаруженных при Батоне похищенных вещей.
Экранизация повести состоялась в 1982 г. Режиссер фильма Александр Муратов. Актеры: Андрей Мягков, Валентин Гафт, Владимир Сальников, Николай Засухин, Галина Польских, Ирина Бразговка, Зинаида Дехтярева, Елена Капица, Станислав Чекан, Владимир Дружников
Фильм увидел свет 1982 - 3 годах, то есть действие фильма воспринимается и как 80-е.
|