Воспоминания В.М. Молотова о юности
... в училище два года мы вели кружок и создали в Казани беспартийную революционную организацию учащихся средних школ. У нас уже был ряд кружков в средних учебных заведениях, мы выбрали комитет, и я стал председателем комитета беспартийной революционной организации. Мы туда допускали социал-демократов, эсеров и анархистов. Наша группа социал-демократическая, где я вроде лидера был, добилась в конце концов, что эсеров мы превратили в социал-демократов, а кой-кого пришлось и выбросить – редкие случаи, но были.
А группа состояла из реалистов, гимназистов, семинаристов, чувашей. Мы жили, четыре брата, в одной комнате. Четыре кровати. Все музыканты. И друг другу пилили на скрипке упражнения. Старший брат был хороший скрипач. В Казани был один меценат, крупный купец, очень покровительствовал музыке, и мы все стали учиться в его бесплатной музыкальной школе…
И в нашей подпольной группе главную роль играли четыре человека, в числе их был и я, потом был такой Аросев, писатель. Мой близкий друг. Пошел в «Могилевскую губернию». Попал под обстрел в 30-е годы. Послом в Чехословакии был…
Четверка нас была. Наиболее твердыми были я и такой Тихомирнов Виктор Александрович, сын домовладельца казанского.
Большевикам были нужны деньги. Мы внесли 3 тысячи рублей. Где взяли? У Виктора Тихомирнова отец умер, дом его продали, приличный.
И Виктор от имени нашей группы поручил мне внести 3 тысячи рублей. Тогда это были большие деньги. Тогда больше 25 рублей в кармане и не бывало.
Четвертым у нас был Мальцев.
Он стал врачом, но медициной почти не занимался. Довольно способный, но ничего особенного не сделал. Он погиб в первые же дни обороны Москвы. Пошел добровольцем. Пожилой был. Где он погиб, бедняга, даже не знаю.
В 1909 году почти целую нашу группу забрали, вся наша четверка была арестована Провокатор один был…
Тихомирнов из богатой семьи, он уехал за границу и установил связь с Лениным. Одно время он был в роли секретаря у Ленина, перед войной. Ленин об этом упоминает, есть записки на имя Виктора Тихомирнова, потому что он помогал подбирать материалы, статистические данные…
С начала революции он был назначен членом коллегии Наркомата внутренних дел. А в 1919 году умер от гриппа. Инфлуэнца испана – так называлось. Свердлов умер. Вот он тоже. Очень хороший товарищ, замечательный. Большевик преданный. Плохо видел, кстати сказать, очень близорукий. В ссылку я попал вместе с Аросевым. Мальцев тоже в этой ссылке был, в другом городе жил, рядом, в Вологодской губернии.
....
Личность В. А. Тихомирнова, его роль в руководстве НКВД затрагивается в работе К.В. Скоркина
В. А. Тихомирнов зав. отделом местного управления НКВД РСФСР 09.18-14.12.18; зав. инструкторским отделом НКВД РСФСР 09.18. -14.11.18; отв. редактор журнала «Власть Советов», г. Москва 11.18-15.12.18; в январе 1919 года уехал из Москвы в Казань; член Казанского губисполкома 01.19-02.19; зав. информационно-инструкторским подотделом губернии 01.19-31.03.19; ….
ОМУ НКВД РСФСР обеспечил руководству страны создание вертикали государственной власти, которая связала Центр с каждым населенным пунктом страны. Кроме того, для центральной власти ОМУ НКВД РСФСР стал главным каналом информации о реальном положении дел на местах. Первым руководителем ОМУ был член коллегии НКВД РСФСР М.И. Лацис. В январе 1918 года он сдал эту должность члену коллегии НКВД РСФСР А.П. Смирнову, который руководил ОМУ до 9.04.18. Затем ОМУ возглавил член коллегии НКВД В.А. Тихомирнов. Уже в том, что ОМУ возглавлял член коллегии наркомата говорит о важности этого подразделения. Именно В.А. Тихомирнов сумел организовать эффективную работу ОМУ. Решением Коллегии НКВД 14.12.18 ОМУ было (опечатка? правильно не было, а был – А.А) преобразовано в отдел управления ОУ НКВД РСФСР.
---------------------------------------------
… Примером тому служит письмо НКВД РСФСР в ЦК РКП(б) № 6123 от 11.06.18. Из этого письма следует, что НКВД РСФСР ранее направил в ЦК РКП(б) свой проект по организации структуры губернских и уездных отделов управления и согласовал его текст с ЦК РКП(б). В том же письме сказано «Доводя до вашего сведения о конструкции отделов управления при местных Совдепах, отдел местного управления просит Вас обратить особое внимание местных партийных организаций на эти отделы. Уже одна конструкция отдела управления показывает, насколько сильный в административном отношении аппарат в его лице приобретает местная власть. А в связи с этим вопрос о лицах, стоящих как во главе всего отдела, так и его подотделов, приобретает чрезвычайную важность. На это необходимо обратить особое внимание местных организаций. До сих пор, к сожалению, местные партийные организации обращали чрезвычайно слабое внимание на административные, и т.п., родственные по своим задачам отделам управления отделы и до сих пор во многих Советах во главе их стоят лица, далеко не отвечающие нашим партийным требованиям. Обращая Ваше внимание на вышеизложенное, надеемся, что комиссариату ВД (внутренних дел) совместно с ЦК быстро наладить аппарат административного управления в стране. С товарищеским приветом, Тихомирнов»[1].
-------
Приведем в качестве примера ходатайство в эту комиссию коллегии НКВД: «Настоящим удостоверяем, что у сотрудницы НКВД тов. Тихомировой, супруги умершего члена коллегии, во время следования в Москву был похищен чемодан с бельем и зимними вещами. Ввиду крайней необходимости одежды с наступлением холодных времен просим выдать ей: 1) шубу, 2) теплую вязаную кофту; 3) ботинки; 4) зимнюю шапку; 5) теплые галоши, дамские и детские; 6) мануфактуры для трех комплектов нижнего белья; 7) ткань для 2 верхних платьев; 8) непромокаемое пальто или дождевой зонт. Просьба не задерживать ордера на получение выше упомянутого, так как тов. Тихомирова может погибнуть без этих вещей»1.
|