Деятельность милиции Нижнего Поволжья по охране общественного порядка и общественной безопасности в послевоенный период
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. История и археология 2009.
С.А. Федин
Значительное место в структуре преступности занимают преступления, совершаемые на улицах и в общественных местах. Современная криминогенная обстановка заставляет обратиться к историческому опыту страны. Изучение деятельности правоохранительных органов советского государства в послевоенный период, когда удалось справиться с потоком преступлений в достаточно короткие сроки, является актуальным и в научном, и в практическом плане.
Ключевые слова: патрульно-постовая служба; охрана общественного порядка; преступный элемент; уголовная и административная ответственность.
Актуальность исследования проблемы государственной политики борьбы с преступностью на современном этапе определяется тем, что начало ХХ1 в. отмечено значительным ростом преступности. Несмотря на то, что за последние два года в Российской Федерации наметилась тенденция к стабилизации статистических показателей преступности, общий объем регистрируемой преступности остается довольно высоким. Так, в 2007 г. было зарегистрировано 3582,5 тыс. преступлений. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения составляет 2519 и сократился по сравнению с прошлым годом на 181,7 пункта. Значительное место в структуре преступности занимают преступления, совершаемые на улицах и в общественных местах, прежде всего кражи, грабежи, разбойные нападения. На улицах городов и других населенных пунктов совершается значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений [1].
Современная криминогенная обстановка заставляет обратиться к историческому опыту страны. Это необходимо как с точки зрения понимания факторов, предопределяющих рост преступности, так и организации борьбы с нею. Безусловно, сегодняшнюю Россию нельзя отождествлять с послевоенной страной, но тем не менее ряд аналогий очевиден. В этой связи представляется актуальным изучение опыта преодоления некоторых подобных явлений, в частности подъема преступности после окончания Великой Отечественной войны.
Деятельность правоохранительных органов советского государства в послевоенный период, когда удалось справиться с потоком преступлений в достаточно короткие сроки, представляется поучительной в настоящее время. Сегодня одной из важнейших задач государства является повышение эффективности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в регионах. Для успешного осуществления этой задачи необходимо учитывать исторический опыт, поэтому исследование истории деятельности местных органов милиции является актуальным и в научном, и в практическом плане.
Одним из направлений в деятельности милиции являлась охрана общественного порядка и общественной безопасности. Общественный порядок направлен на обеспечение личной и имущественной неприкосновенности граждан, на создание необходимых условий для их труда и отдыха, а также на обеспечение нормальной деятельности государственных и общественных организаций. Состояние общественного порядка во многом определялось общими успехами в борьбе с преступностью. Охрану общественного порядка вели все аппараты милиции, но решающей силой в этом важнейшем деле была наружная служба милиции.Сложность оперативной обстановки в стране в период восстановления народного хозяйства отразилась и на организации наружной службы. В соответствии с приказом НКВД СССР от 17 января 1946 г. за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров, переброска с поста на пост запрещалась без особого разрешения начальников управлений. К ночному патрулированию в городах привлекался офицерский состав милиции, комендантские патрули и внутренние войска, а за счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты [2].
В октябре 1948 г. Приказом Министра внутренних дел СССР был объявлен и введен в действие новый Устав постовой и патрульной службы милиции (УПМ-48), предусматривавший ряд новых положений, согласно которым патрульная служба милиции стала обязательной частью наружной службы. В Уставе определялся порядок несения службы и права патрульных, были внесены изменения в обязанности и права постовых нарядов, предусматривалась организация офицерских постов милиции, устанавливалась категория постов, порядок закрепления за ними милиционеров, уточнялись правила составления дислокации. Позднее, в 1952 г., в Устав постовой и патрульной службы были внесены дополнения [3-5]. Таким образом, патрульная служба, до этого носившая эпизодический характер, теперь становилась обязательной частью наружной службы, должна была усиливать и дополнять систему ее неподвижных и подвижных постоянных постов. Уставом впервые допускалась организация офицерских постов.
Например, по городу Астрахани ежедневно выставлялось более 50 милицейских постов, проводились ночные обходы и патрулирования силами рядового и начальствующего состава милиции и офицерского состава областного управления МВД. Использовались в патрульной службе и обходах более 190 членов бригад содействия милиции. Во все районы области были командированы работники УМВД и милиции, под руководством которых в районах организовано 130 групп охраны порядка с численностью 1800 человек [6]. Ими было задержано 65 преступников. Во втором квартале 1947 г. увеличилось количество групп охраны порядка. По состоянию на 1 июля 1947 г. в сельской местности имелось 222 группы, с общей численностью 3084 человека. Задержано 177 человек, в т. ч. расхитителей социалистического имущества [6, л. 27].
Среди методов работы по охране общественного порядка и выявлению преступного элемента использовались не только патрулирования по заранее утвержденным маршрутам или дежурства на определенных постах. Действенным методом в первые послевоенные годы являлись внезапные проверки и облавы по городу, в притонах и т. п. местах. Например, в ночь на 1 ноября 1945 г. была проведена общая проверка поселка Свободный в г. Астрахани, в результате чего задержано 30 человек за кражу рыбы, за нарушение паспортного режима, лиц, имевших судимость и нигде не работавших. В ночь на 2 ноября проводилась облава по городу, во время которой был задержан 51 человек. Местами задержания являлись пристань № 10, клуб им. Пушкина, кинотеатр «Родина». Задерживались воры за конкретные преступления, нарушители паспортного режима, несовершеннолетние-беспризорные и продававшие папиросы. В ночь на 3 ноября проводилась проверка притонов, подучетного элемента, во время которой задержан 41 человек. Кроме того, за эти три ночи было задержано без документов 180 человек, которых после установления личности освободили; удалено из города 25 человек за нарушение паспортного режима; 14 человек арестовано за нарушение паспортного режима; 13 человек арестовано за ограбления и кражи [7].
Бдительное несение наружной службы нижневолжскими милиционерами подтверждается большим количеством приказов по УМВД Астраханской области и Сталинградской области о поощрении сотрудников. Так, милиционер 2 отделения милиции г. Астрахани Ремнев в июле 1946 г. благодаря умелым действиям задержал грабителя Орлова, в прошлом неоднократно судимого. За нарушение общественного порядка им были задержаны 15 человек, из которых трое привлечены к уголовной ответственности и осуждены.
Милиционер этого же отделения младший сержант милиции Лата за два месяца задержал за различные нарушения законности 17 человек, из которых предано суду 5 человек. Кроме того, он выявил 12 человек, занимавшихся мелким хищением рыбы. Милиционер 1 отделения милиции младший сержант милиции Каримов, осуществлявший постовую службу на рынке Большие Исады в г. Астрахани, хорошо изучил особенности своего поста и повседневно добивался соблюдения требуемого общественного порядка на рынке, активно вел борьбу со спекулянтами и нарушителями паспортного режима.
За хорошие показатели в работе, добросовестное выполнение служебных обязанностей и проявленную инициативу в борьбе с уголовно-преступным элементом милиционерам Ремневу, Лата, Каримову объявлена благодарность и выдано денежное вознаграждение в размере 200 руб. каждому [8].
Милиционер 5 отделения милиции г. Астрахани Тетерин, находясь на посту в районе крупяного завода на набережной реки Волги, заметил, как двое неизвестных в лодке отчалили от загруженного мукой плошкоута, принадлежавшего конторе «Росглавхлеб». Заподозрив неизвестных в краже муки, Тетерин предложил им причалить к берегу. Неизвестные же наоборот стали быстрее грести к противоположному берегу. Видя, что преступники пытаются скрыться, Тетерин воспользовался стоявшей недалеко лодкой, догнал и задержал неизвестных, которые совершили кражу 9 мешков муки. За смелость и инициативу, проявленную при задержании преступников, Тетерину объявлена благодарность и выдана премия в размере 200 руб. [8, л. 33]. ”
Милиционер 3 отделения милиции г. Астрахани ефрейтор Глупышев, находясь на посту № 50 по ул. Комсомольская, в 3 часа ночи заметил 3 подозрительных человек. Преследуя их, Глупышев сумел задержать одного из неизвестных с похищенными вещами, обыскал его и доставил в отделение милиции. Позднее было установлено, что неизвестным оказался Гусев, 1923 г. р., который вместе со своим братом совершил кражу из склада Кизлярского ОРСа, расположенного по ул. Комсомольская. За проявленную инициативу, смелость и находчивость при задержании вора Глупышеву объявлена благодарность и выдана премия в сумму 150 руб. [8, л. 107].
За бдительность и оперативную находчивость, проявленные в момент нахождения на посту в ночное время в городе Сталинграде при задержании грабителей, у которых изъято награбленное имущество, милиционерам Ф.П. Михайлову, Д.В. Куликову и Е.И. Токареву объявлена благодарность и выдана премия в 200 руб. каждому [9].
Милиционер Калачевского районного отделения милиции Сталинградской области сержант милиции И.Н. Рендич за 1949 г. по личной инициативе задержал 11 человек уголовно-преступного элемента, 2 спекулянтов, 7 нарушителей паспортного режима, которые привлечены к уголовной и административной ответственности [9, д. 58, л. 272].
Милиционер 10 отделения милиции г. Сталинграда младший сержант милиции Алексеев за 1 полугодие 1949 г. задержал 23 человека уголовно-преступного элемента, а младший сержант милиции Кудинов задержал 26 преступников [9, д. 59, л. 50]. За добросовестное отношение к порученной работе по задержанию уголовно-преступного элемента и нарушителей общественного порядка в г. Сталинграде милиционерам Шапкину и Романову объявлена благодарность и выплачена премия в 200 руб. каждому [9, д. 39, л. 278].
Сотрудник милиции даже вне службы оставался на боевом посту. Милиционер 1 отделения милиции г. Астрахани Химич в свободное от службы время находился на ул. Советская, где его встретил неизвестный ему гражданин и сообщил, что в сквере, напротив здания политического просвещения, некий гражданин продавал револьвер. Химич задержал продавца, у которого отобрал пистолет «ТТ» с шестью боевыми патронами. Этим продавцом оказался гражданин Сероштанов, без определенных занятий и места жительства. За проявленную находчивость и оперативность, благодаря чему был задержан вооруженный преступник, милиционеру Химич была объявлена благодарность и выдана премия в размере 100 руб. [8, л. 22].
Еще в годы войны для осуществления наружной службы и патрулирования улиц городов Нижнего Поволжья были созданы кавалерийские подразделения милиции, в частности в Астрахани - эскадрон. Однако в мае 1945 г. эскадрон был расформирован, а вместо него создан отдельный кавалерийский взвод милиции. Штат взвода состоял из 55 человек личного состава (из них 50 милиционеров и 5 - обслуживающий персонал) и 52 строевых и 3 обозных лошадей.
Состояние уличной преступности и правонарушений постоянно находилось в поле зрения советских и партийных органов. Понимая, что не только уголовные преступления, но и мелкие административные правонарушения серьезно осложняли порядок на улицах и в общественных местах, мешали отдыху граждан, облисполком в феврале 1952 г. принял решение «в целях обеспечения охраны общественного порядка на территории города и районов Астраханской области:
1. Установить административную ответственность за нарушение правил общественного порядка, не влекущую за собой уголовную ответственность и выражавшуюся в появлении в нетрезвом состоянии в театрах, клубах, кино, автобусах, прочих общественных местах, связанное с нарушением общественного порядка; в устройстве азартных картежных и других игр на улицах, рынках, в садах и общественных местах; в распитии спиртных напитков в общественных местах, где распитие их воспрещено; в действиях, нарушающих общественный порядок, нормальный отдых трудящихся и спокойствие на улицах, в общежитиях, квартирах и иных общественных местах, если эти действия не подпадают под признаки ст. 74 УК РСФСР.
2. Виновные в нарушении п. 1 настоящего решения подвергаются в административном порядке предупреждению, штрафу до 100 рублей или исправительно-трудовым работам до одного месяца.
3. Контроль за выполнением решения возложить на органы милиции» [10].
Статистические данные свидетельствовали о том, что значительное количество уголовных преступлений совершалось лицами без определенных занятий. Они же, в большинстве своем, являлись и организаторами преступных групп. Стал происходить рост числа преступников-бродяг, которые стекались в города и объединялись в уголовные группировки. Так, только за март-апрель 1949 г. было зафиксировано 399 преступлений, совершенных лицами без определенного места жительства [11].
В связи с этим в начале 50-х гг. по всей стране активизировалась борьба с тунеядством и нищенством. В своей работе органы милиции областей Нижнего Поволжья руководствовались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 г., Постановлением Совета Министров СССР от 19 июля 1951 г., приказом МГБ СССР от 22 августа 1951 г. Надо сказать, что Указ от 23 июля 1951 г. «О мерах борьбы с антиобщественными паразитическими элементами» обязывал наружную службу милиции наладить строгий учет тунеядцев и в то же время широко применять к ним меры общественного воздействия с целью трудоустройства, а к злостным нарушителям применять административные и уголовно-правовые санкции. Выполняя данные нормативные документы, астраханские милиционеры всех лиц, занимавшихся попрошайничеством или бродяжничеством, задерживали для проверки и установления их личности. Тех из них, в отношении которых было установлено, что они, являясь трудоспособными, злостно уклонялись от общественно-полезного труда и вели паразитический образ жизни, бродяг, не имевших определенных занятий и места жительства, арестовывали и привлекали к уголовной ответственности по ст. 1 Указа от 23 июля 1951 г. [12].
В целях усиления борьбы с уголовной преступностью и охраны общественного порядка органами милиции в 1953 г. были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- с учетом оперативной обстановки пересмотрена дислокация постов в г. Астрахани и маршруты патрулирования во всех городах области;
- за счет использования всех служб милиции организована дополнительная патрульная служба;
- на обслуживаемой территории каждого отделения милиции по специальному графику организованы ночные дежурства дворников;
- организовано систематическое изъятие нищих с улиц городов;
- решен вопрос об улучшении уличного освещения города, особенно на окраинах [13].
Таким образом, одним из направлений в деятельности милиции являлась охрана общественного порядка и общественной безопасности. В соответствии с нормативными документами МВД СССР был введен в действие новый Устав патрульной и постовой службы, который делал патрульную службу обязательной частью наружной службы милиции. За постами закреплялся постоянный состав милиционеров. Среди методов работы по выявлению преступного элемента практиковались внезапные проверки и облавы по городу, в притонах и т. п. местах. Для несения патрульной службы использовались также кавалерийские подразделения милиции. Осуществляя борьбу с тунеядством и нищенством, милиция наладила строгий учет граждан этой категории и применяла к ним меры общественного, административного и даже уголовно-правового воздействия. Состояние уличной преступности и правонарушений постоянно находилось в поле зрения партийных и советских органов.
Целенаправленная работа наружной службы милиции управлений МВД областей Нижнего Поволжья по охране общественного порядка и общественной безопасности позволила в начале 1950-х гг. значительно снизить уровень уличной преступности.
1. Приоритеты безопасности // Щит и меч. 2008. № 6. 14 февр.
2. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / под ред. В.Ф. Некрасова, А.В. Борисова, М.Г. Деткова. М., 1996. С. 269.
3. Советская милиция: история и современность. 1917-1987 / под ред. А.В. Власова. М., 1987. С. 188.
4. Костин В. И. История Российской милиции. Н. Новгород, 1997. С. 90.
5. Беда A.M., Янаев С.И. Московская милиция. М., 1991. С. 14.
6. АИЦУВДАО (Арх. информационного центра Управления внутренних дел по Астраханской области). Ф. 58. Оп. 4. Д. 3. Л. 2.
7. АИЦУВДАО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 3. Л. 68.
8. АИЦУВДАО. Ф. 64. Оп. 4. Д. 27. Л. 26-27.
9. АИЦУВДАО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 38. Л. 368.
10. ГААО (Гос. арх. Астраханской обл.). Ф. Р-2233. Оп. 4. Д. 411. Л. 103.
11. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 235. Л. 349-355.
12. АИЦУВДАО. Ф. 31. Оп. 10. Д. 1. Л. 48.
13. АИЦУВДАО. Ф. 58.
Поступила в редакцию 13.04.2009 г.. ..
http://sovet-miliziy.narod.ru/forum/31-1547-1#4303
https://cyberleninka.ru/article....-period
|