Абдрахманов А.И. Настроения железнодорожников блокадного Ленинграда по материалам НКВД СССР.
Безусловно, даже в условиях блокады, железнодорожный транспорт выполнял весомую часть нагрузки по обеспечению сражающегося Ленинграда[1], поддержанию его оборонного потенциала[2]. Значение ленинградского железнодорожного узла осознавали по обе стороны фронта - как советская сторона, так и гитлеровское командование. Последнее прилагало значительные усилия по сбору разведывательной информации о функционировании железнодорожной системы, нарушению ее деятельности, причинению максимально возможных разрушений в сфере железнодорожного сообщения. Так, по информации автора книги «Тайные операции нацистской разведки 1933-1945 гг.», Ф. М. Сергеева, только за 14 дней августа 1941 года на Кировской и Октябрьской железных дорогах диверсионными группами Абвера было совершено семь диверсионных актов. Предпринимались попытки совершения диверсий и в дальнейшем. Например, уже в начальный период блокады: «Начальник станции Ленинград-Финляндский В. И. Яковлев почти неотлучно находился на своем посту. Поезда не ходили, но на станции скопилось много вагонов с ценными грузами. Темной осенней ночью во время воздушной тревоги он заметил вылезающего из-под вагона диверсанта с бикфордовым шнуром в руках. Железнодорожник, ослабевший от недоедания, все-таки нашел в себе силы сбить с ног, связать его и вытащить из-под вагонов взрывчатку. С этого дня на всех станциях узла установили строгий пропускной режим»[3]. Однако, хоть налаживание пропускного режима на станциях и является необходимой мерой для противодействия спецслужбам противника, но для достижения должного уровня безопасности эта мера явно недостаточна.
В этой ситуации серьезно возрастала значимость мероприятий по обеспечению безопасности железнодорожного комплекса, которые можно разделить по двум направлениям деятельности. Первое – это обеспечение безопасности транспорта, как объекта стратегического оборонного и народнохозяйственного значения. Означенное направление работы, прежде всего, реализовывалось особым управлением НКВД (НКГБ) СССР. Второе направление заключалось в милицейском обеспечении транспорта, преодолении уголовной преступности на железных дорогах и осуществлялось транспортной милицией, входившей в состав управления милиции НКВД СССР.
Наряду с вышеназванным, отдельным, значимым направлением деятельности наркомата внутренних дел являлся сбор и анализ информации о реальном настроении советских людей, состоянии общественного мнения. Причем означенные сведения наркомат собирал не столько для собственных, ведомственных нужд, а в порядке информационного обеспечения руководства страны. Дело в том, что советское руководство четко разделяло всю имеющуюся информацию на «обнародуемую» и «негласную», более объективную. Если обнародуемая информация предназначалась для общего информирования, мобилизации общественного мнения, решения воспитательных задач и в этих целях соответствующим образом перерабатывалась, то назначение негласной информации было иным, - предоставить руководителям государства максимально полную картину реального настроения граждан, действительного состояния общественного мнения. Традиционно, данная задача в значительной степени решалась органами народного комиссариата внутренних дел, осуществлявшего ее и в чрезвычайных, особо сложных условиях ленинградской блокады.
[2] Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Издание второе, дополненное. М., "Транспорт" 1987. С. 6, 195-7.
[3] Железнодорожники в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. Издание второе, дополненное. Москва, "Транспорт", 1987. С. 194.
...
|