Абдрахманов А. И. НКВД Башкирии в годы новой экономической политики: монография. Уфа, 2003.
Введение
Эпоха и содержание новой экономической политики представляют собой весьма интересное явление советского периода истории российского общества, государства и права. Интерес к этому явлению обусловлен масштабностью и значимостью ряда происходящих тогда процессов, уникальностью и неоднозначностью сложившейся в нашей стране ситуации. Содержание нэп определялось сложной совокупностью идеологических, политических и социально-экономических факторов. Проведение нового генерального курса потребовало от руководства Советской России осуществления ряда значительных перемен в идеологии и практике государственного управления, правового регулирования, внесения изменений в социальные, хозяйственно-экономические и финансовые отношения того времени.
Немаловажную роль в обеспечении и реализации значительной части существенных установок нэп играл Наркомат внутренних дел РСФСР и одноименные наркоматы автономных республик, к началу двадцатых годов представлявшие важнейшую часть государственного аппарата. Довольно продолжительное время основным предназначением данных наркоматов являлась важная и ответственная задача обеспечения деятельности государственных органов власти и управления общей компетенции на местах. Кроме того, НКВД, а также приданные им службы и подразделения несли ответственность за реализацию целого ряда довольно значимых организационных, правоохранительных, социальных и жизнеобеспечивающих функций государства.
На протяжении первой половины 20-х годов ХХ века НКВД имели в соответствии с масштабами стоящих перед ними задач беспрецедентную по своей широте и значению компетенцию, а также уникальные по своим масштабам и разветвленности аппараты. По мере развития советского государства, стабилизации социально-экономической обстановки статус этих наркоматов ощутимо менялся, принципиально уточнялась их компетенция. В итоге определенные к 1925 г. предназначение и организация НКВД автономных республик были в этом же году оформлены в Конституции РСФСР, после чего до упразднения этих наркоматов в 1930 году их строение и компетенция уже не пересматривались.
На протяжении обозначенного периода система органов НКВД подверглась масштабному воздействию новой экономической политики и в то же время послужила важнейшим государственным инструментом реализации ее установок. В ходе этого процесса наркомату пришлось организовывать деятельность местных органов государственного управления общей компетенции, участвовать в налаживании и регулировании хозяйственной, коммерческой жизни на местах, переводить системы жизнеобеспечения населения на условия платности, коммерциализации и т.д. Все направления деятельности осуществлялись в атмосфере непрерывно меняющихся официальных требований и установок, в условиях жесткой бюджетной экономии.
Характер вышеуказанной работы НКВД определил солидный масштаб его участия в организации и проведении бюджетных, налоговых мероприятий правительства. Нетрудно заметить, что многие из вышеперечисленных направлений деятельности наркомата довольно актуальны и в свете сегодняшних задач организации системы местного государственного управления, коммунального хозяйства, проведения бюджетной политики.
Особый интерес представляет деятельность НКВД по организации функционирования милиции и мест лишения свободы, реализуемая в довольно неблагоприятных условиях. Значительная часть трудностей здесь определялась господством официальной идеологической установки: существование государственных органов охраны общественного порядка при советской власти является вынужденным и временным явлением. В результате милиция, органы лишения свободы были официально причислены к второстепенным, малозначительным учреждениям, что явно не соответствовало важности и сложности решаемых данными «второразрядными» учреждениями задач.
....
|