Статья № 395.
Декрет Совета Народных Комиссаров.
О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности.
В виду очевидной необходимости положить предел дальнейшему разрушению железных дорог, особенно грозному по своим последствиям именно теперь, в момент повсеместного передвижения воинских эшелонов и наличия голода в ряде областей; в виду того, что ряд местных областных и центральных организаций, пытаясь улучшить положение, вмешивается самостоятельно в техническое управление железнодорожным аппаратом и тем окончательно убивает его, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Во главе Народного Комиссариата путей сообщения находится Народный Комиссар путей сообщения, ответственный перед Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.
2. Коллегия путей сообщения состоит из Народного Комиссара, который является ее председателем, и членов Коллегии, избранных Всероссийским Железнодорожным Съездом и утвержденных Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
В случае расхождения Коллегии с Комиссаром, она имеет право апеллировать к Совету Народных Комиссаров и к Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.
3. Коллегия по управлению Народным Комиссариатом путей сообщения не вмешивается непосредственно в распоряжения Народного Комиссара путей сообщения, снабжаемого диктаторскими полномочиями в области транспорта.
4. Вся сложная сеть организаций, ведающих транспортом, по предложению Народного Комиссариата путей сообщения, упрощается, причем излишние организации упраздняются. Перечень таковых последует дополнительно в форме приказа Народного Комиссара путей сообщения.
5. Все федеративные, областные и иные местные Советские организации не имеют права вмешиваться в дела транспорта, в виду того, что дороги, хотя и проходят по определенной территории, но по самому существу своему экстерриториальны, ибо служат нуждам всей республики. Все федеративные, областные и иные местные Советские организации всячески оказывают содействие железнодорожникам, вплоть до подачи им вооруженной помощи, в случае попыток каких-либо организаций не подчиниться настоящему декрету.
6. Каждый местный, районный или областной железнодорожный центр выбирает из своей среды наиболее активного, преданного Советской власти, работника, знатока железнодорожного хозяйства, которого и ставит во главе своего центра в качестве исполнительного лица, ответственного перед Народным Комиссаром путей сообщения; в этом лице воплощается вся полнота диктаторской власти пролетариата в данном железнодорожном центре. Таковое лицо утверждается Народным Комиссаром путей сообщения.
7. С момента издания настоящего декрета, вступающего в силу при передаче по телеграфу, упраздняются все комиссары, эмиссары и агенты, назначенные на железные дороги прочими, кроме Народного Комиссариата путей сообщения, ведомствами. Впредь назначение таковых комиссаров должно носить лишь контрольный характер, причем правом распоряжения железнодорожным делом они не пользуются.
8. На тех дорогах или местах, где Главные Дорожные Комитеты или иные выборные железнодорожные организации отказываются стать на точку зрения Советской власти и проводят скрытый саботаж, наиболее активные и революционные железнодорожники обязаны организовать военно-революционные железнодорожные комитеты, которые, по утверждении их Народным Комиссариатом путей сообщения и по соглашению с ним, примут на себя полноту власти выдвинув для этого одно определенное ответственное лицо.
9. Учреждается военная охрана железных дорог из отрядов, организуемых, преимущественно, из железнодорожников, как на местах, так и в центре; все эти отряды военной охраны подчиняются ответственным лицам, назначаемым или утверждаемым Народным Комиссаром путей сообщения. Чрезвычайная Всероссийская Междуведомственная Комиссия по охране дорог передается в ведение Народного Комиссара путей сообщения.
10. Эти же отряды военной охраны выполняют обязанности контрольных отрядов, как по борьбе с безбилетным проездом и беспорядочным провозом грузов, так и по борьбе с простоем вагонов и паровозов, вызываемым бессознательными или корыстными действиями отдельных агентов железнодорожной службы. Такие летучие контрольные отряды снабжаются каждый раз определенными письменными инструкциями и полномочиями от соответствующих уполномоченных агентов железнодорожной власти и не имеют права преступать эти полномочия.
11. В соответствии с постановлениями Чрезвычайного Железнодорожного Съезда в центре и на местах из лучших специалистов железнодорожного дела немедленно организуются Технически-Инструкторские Отделы, как технические аппараты, которыми должны воспользоваться ответственные руководители, в целях упрощения правил эксплуатации, устранения излишних формальностей, изменения системы отчетности, замены одних материалов другими, подходящими, имеющимися на лицо, замены одного вида топлива другим, в виду возможности полного прекращения подвоза угля из Донецкого бассейна, и т. п.
12. Неподчинение настоящему декрету карается немедленным арестом; в случае противодействия, применяется вооруженная сила; — виновные предаются суду Революционного Трибунала.
Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин).
За Народных Комиссаров — А. Рогов, В. Невский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.
Распубликован в № 57 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 26 (13) марта 1918 года.
|