Значение НКВД в преодолении криминальных угроз на железнодорожном транспорте в 1918 году
Опубл. Домодедово, «Вестник ВИПК МВД» № 4 (32), 2014.
Обращаясь к теме противодействия угрозам транспортной безопасности, важно четко оценивать характер означенных угроз, разрабатывать, анализировать и использовать опыт противодействия им. Богатый материал для такового анализа дает обращение к 1917-1918 годам, когда транспортный комплекс страны подвергся разрушительному воздействию целого ряда разнохарактерных факторов. Соответственно, руководителям советского государства, соответствующих ведомств, пришлось предпринять целый ряд мероприятий по преодолению скапливающегося негатива. Отметим, что причины кризисного состояния транспортной сферы в рассматриваемый период, как и меры по противодействию кризису, до сегодняшнего дня не выступали предметом основательного научного исследования. Не получила данная тема широкого освещения и в научной публицистике. В тоже время, наряду с сугубо научным значением, означенная тема сохраняет практическое значение, позволяя более содержательно прогнозировать перспективы развития современного комплекса транспортной безопасности.
Осмысливая содержание транспортного кризиса начала становления советской эпохи обратимся к характеристике негативных факторов того времени. Прежде всего, необходимо отметить сложную природу последних. Многие явления того времени определялись особой концептуальной позицией высшей политической власти, переходным состоянием общества. Так, к проявлению деяний особой категории можно отнести явления, когда вполне позитивные, в оценочной шкале рассматриваемой эпохи, шаги превращались в акты негативного характера, порождавшие удручающе разрушительные последствия. К означенной категории принадлежат многочисленные проявления демократизации железнодорожного управления. Означенная демократизация породила целый букет явлений, в иных (обычных) условиях квалифицировавшихся как какая либо из форм противоправного деяния. Сплошь и рядом общественные организации железнодорожников «творили» самоуправство, нарушали какой бы то ни было порядок управления, произвольно пересматривали существующие расценки и нормы – вплоть до технических. В итоге, отечественный железнодорожный комплекс стремительно утрачивал какую то ни было управляемость и угрожающе терял дееспособность.
Показательно, что упомянутые действия в значительной степени были инициированы самим Временным правительством, поощрявшим любые революционные инициативы. В этом качестве многие деструктивные решения всяческих «комитетов» воспринимались политическими верхами страны в качестве долгожданного раскрепощения путейцев от власти «реакционной» железнодорожной администрации. Еще более антиэтатистскую позицию изначально занимали и большевики, в частности, В.И. Ленин упрекавший Временное правительство за недостаточно энергичное и широкое, по его мнению, распространение практики народоправства. Не удивительно, что при таком подходе, переход власти к большевикам мог расцениваться современниками как очередной шаг к окончательному коллапсу железнодорожного комплекса страны.
Действительно, множество источников свидетельствуют о стремительном углублении упадка железнодорожного транспорта по мере развития революции в России[1]. В этом ряду весьма информативны и материалы НКВД из которых складывается впечатляющая картина охватившего железные дороги хаоса, насилия и разрушения[2]. В нашем случае, необходимо отметить, что до настоящего момента соответствующие информационные материалы наркомата внутренних дел практически не рассматривались исследователями и не вводились в научный оборот.
Необходимость преодоления нарастающей угрозы потребовала от властей Страны Советов масштабного привлечения потенциала НКВД к восстановлению должной дееспособности транспорта. В данном спектре выделяются определенные направления соответствующей практики народного комиссариата внутренних дел. Условно, означенные направления можно обозначить как информационный, организационный и охранительный виды деятельности. Отметим, что до сегодняшнего дня широко распространено убеждение, что основным назначением НКВД изначально выступала именно охранительная составляющая. В действительности же, данный комиссариат учреждался все же не для охраны общественного порядка, а для организации органов советской власти (осуществления советского строительства). Реализация своего основного назначения прежде всего требовала от комиссариата налаживания сбора сведений о ситуации на местах. Таковое требование и определило оформление информационной функции. Собственно же, охранительная линия во-первых, оформилась значительно позже организационной, во вторых - определенное время осуществлялась в качестве вспомогательной относительно основной, то есть, организационной. Учитывая отмеченное соотношение, имеет смысл рассматривать то или иное направление охранительной функции в контексте реализации основного назначения комиссариата. Таким образом, в целях более глубокого освещения предмета нашей статьи, остановимся на краткой характеристике каждого из названных направлений.
Информационная деятельность. Данное направление обуславливалось назначением и устройством НКВД, ответственным за создание наиболее разветвленной в ряду советских учреждений системой органов на местах. Через возникающие органы комиссариат налаживал сбор сведений об общей ситуации в каждой конкретной местности, в том числе и о проблемах связанных с состоянием транспорта. Начиная с декабря 1917 года, информация о состоянии железнодорожного транспорта постоянно рассматривалась руководством народного комиссариата внутренних дел[3]. Получаемая по каналам НКВД информация служила основой для публикации соответствующих обращений. Для примера приведем содержание некоторых из циркуляров НКВД за 1918-1919 годы. Так, уже в декабре 1917 года НКВД стал получать с мест сведения о тревожной ситуации на железнодорожных узлах страны, на основе которых осуществлялась подготовка ряда распоряжений по нормализации обстановки[4]. Не менее тревожные сведения обнародовались комиссариатом и весной восемнадцатого года[5]. Уже позднее, в циркуляре НКВД от 25.12.18 обращено внимание исполнительных комитетов и отделов управления на участившиеся факты «хищения снеговых щитов на топливо, при чем производится неисправимый вред железнодорожному движению, которое благодаря снежным заносам может приостановиться, а это угрожает населению прекращением подвоза продовольствия и предметов первой необходимости»[6].