Абдрахманов, А. И. Проблемы организации материального обеспечения охранительных органов в начальный период НЭПа в свете экономической безопасности общества /// Вестник Академии экономической безопасности МВД России. -2009. - № 2. - С. 45 - 49
Обеспечение собственной экономической безопасности является актуальной государственной задачей на протяжении продолжительной исторической эпохи. К важнейшим составляющим данной задачи принадлежит обеспечение защиты от угроз криминального характера. Основной объем ответственности на данном фронте возлагался на соответствующие учреждения, прежде всего - милицию, органы безопасности ВЧК-ОГПУ (далее - охранительные органы).
Богатый материал для осмысления роли охранительных органов в защите общественных экономических интересов содержит период новой экономической политики, характеризующийся серьезными противоречиями. Нэп позволил преодолеть социально-экономическую катастрофу, в которую к началу двадцатых годов погрузилась Россия, возродить хозяйственную жизнь страны, восстановить функционирование ее финансово-бюджетной системы. Негативными проявлениями нового социально-экономического курса РКП(б) выступили - его перспективная, концептуальная ограниченность, обострение социальных противоречий, ухудшение криминогенной ситуации в стране и др.
Осознание характера потенциальных и существующих угроз, способность к их объективной оценке - обязательное условие эффективной защиты общественных интересов, в том числе и экономической безопасности. Относительно властей Советской России, одним из критериев глубины данного осознания может служить анализ некоторых составляющих официальной политики в отношении охранительных органов.
Существенный вес в числе таковых составляющих принадлежит постановке материального оснащения милиции. В период НЭП, одним из наиболее радикальных и значительных решений в данной сфере, стало произведенное в 1922 году снятие милиции с централизованного государственного снабжения и возложение задачи ее обеспечения на местные бюджеты. Свидетельством того, каким на тот момент было состояние последних, может послужить постановление НКВД Башкирии от 26 января 1922 г., в котором говорилось, что: “... НКВД считает, что при нарастающих фактах людоедства (по причине массового голода – А.А.) введение местных налогов и снятие местных учреждений с государственного снабжения ... повлечет за собой распад всех местных органов власти и создаст анархию»[1]. На практике, от распада и анархии, по крайней мере, в столицах и административных центрах страны, ситуацию удержать удалось, но, даже согласно официальным оценкам, состояние уездных, губернских и катонных бюджетов оставалось если не всегда бедственным, то, в лучшем случае, плачевным.
Таким образом, исходя из объективной оценки положения дел на местах, политическое руководство Советской России, не могло не понимать, что соответствующим решением фактически лишало милицию минимально достаточного материального обеспечения, но, тем не менее, посчитало этот шаг необходимым и приемлемым.
В целях оценки данного решения через призму экономической безопасности, обратимся к его обоснованиям, так как прекращение бюджетного обеспечения охранительных органов было продиктовано рядом мотивов. При этом официальная, "озвученная" мотивация - необходимость преодоления финансово-бюджетного коллапса, выглядела весьма обоснованной. В условиях, когда хозяйственная деградация страны угрожала пробрести необратимый характер, объяснимо опасение, что сохранение на расходной части бюджета нагрузки по содержанию системы охранительных органов не позволит достичь оздоровления финансовой системы.
|