Преобразования в системе МВД СССР под началом Л.П. Берия (март-июнь 1953 г.)
Литература:
Антонов - Овсеенко А.А. Лаврентий Берия. Краснодар. 1993.
Берия С.Л. Мой отец - Лаврентий Берия. М., Современник, 1994.
Прудникова Е.А. Берия. Преступления, которых не было. Нева, 2005.
К моменту смерти И.В. Сталина в системе охраны общественного порядка Советского Союза имелись серьезные проблемы. Наиболее показательно неблагополучие в этой области проявилось статистике, когда в 1953 г. количество преступлений по сравнению с 1952 г возросло более чем в 2 раза: с 153199 до 347134.
Смерть И.В. Сталина означала конец целой эпохи в истории Советского Союза. К этому времени, в результате чрезвычайных усилий советского народа была создана мощная экономическая база для дальнейшего развития страны, появились тенденции роста уровня жизни людей, значительно упрочилось международное положение нашей страны. Все вышеперечисленное можно расценить как благоприятные предпосылки для качественного совершенствования организации и условий деятельности органов внутренних дел.
Общая ситуация
Окончание сталинского правления определило серьезные изменения в политической жизни СССР. Не заставили себя ждать и перемены в правоохранительных органах - уже 10 марта 1953 г. на совместном заседании ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение об объединении МГБ и МВД СССР в единое МВД СССР. 15 марта того же года министром внутренних дел был назначен инициатор данного объединения Л.П. Берия.
Возглавив объединенное "новое" МВД, Л.П. Берия развернул энергичную деятельность по преодолению недостатков в его работе. Основное внимание было направлено на качество организации следствия, исполнения наказаний, состояние нормативно-правовой базы. Первым своим приказом по министерству Л.П. Берия создает четыре следственные группы для проверки материалов следствия по «делу врачей», по «мингрельскому делу», по делу бывших работников МГБ и по делу работников Главного артиллерийского управления Советской Армии. Примечательно, что во главе каждой группы Берия назначает людей из своего бывшего окружения: БОГДАН ЗАХАРОВИЧ Кобулов, Лев Емельнович Володзимерский и др.
В результате проведенной работы, 4 апреля, в день публикации сообщения МВД о «деле врачей», Берия издает приказ «О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия»... В приказе подчеркнуто: МВД только сейчас установило (читай: под его, Берии, руководством) вопиющие нарушения.
«В следственной работе органов МГБ имели место грубейшие извращения советских законов, аресты невинных советских граждан, разнузданные фальсификации следственных материалов, широкое применение различных способов пыток - жестокие избиения арестованных, круглосуточное применение наручников на вывернутые за спину руки, продолжавшиеся в отдельных случаях в течении нескольких месяцев, длительное лишение сна, заключение арестованных в раздетом виде в холодный карцер ...».
Указанным постановлением мероприятия по восстановлению законности в организации следствия не ограничились. 10 апреля 1953 года Президиум ЦК КПСС принимает постановление «О нарушении советских законов бывшими министерствами государственной безопасности СССР и Грузинской СССР». На следующий месяц, в мае «Берия составил записки о работе бывших органов МГБ Литвы и Украины - с критикой национальной политики и осуждением массовых репрессий. Одобренные Президиумом ЦК записки были затем разосланы на места”.
Как видим, под началом Берия были вскрыты и обнародованы факты существенных нарушений в следственной работе, приняты меры по исправлению ситуации в данной области. Интересно, что о предпринимаемых весной 1953 г. шагах по укреплению законности одобрительно упоминает даже А.В. Антонов - Овсеенко, книга которого нацелена на формирование образа Берии как «одной из самых зловещих и всесильных фигур сталинского режима».
Одной из причин отмеченных нарушений было неоправданно масштабное расширение полномочий органов внесудебной юстиции. Примечательно, что Берия не обошел вниманием и это обстоятельство, подав письмо в ЦК КПСС, где он предлагает сохранить Особое совещание, но считает, что этот внесудебный орган должен определять сроки наказания не до 25 лет, как это было при Сталине, а только до 10 лет.
Впоследствии, Лаврентий Павлович предлагает разрешить проблему особых совещаний еще более решительно: «Берия уже дважды ставил вопрос об их ликвидации — в конце 1938-го и в октябре 1945 года, и оба раза потерпел неудачу В третий раз он вышел с этим предложением 15 июня 1953 года. Тогда этот вопрос решить не успели. В сентябре 1953 года Особые совещания были ликвидированы, и честь их уничтожения досталась «освободителю» Хрущеву»
Пересмотр фальсифицированных следственных дел, оправдание несправедливо пострадавших людей способствовали восстановлению законности в деятельности МВД, росту его престижа в глазах общественности. Но, по мнению некоторых авторов, Берия беспокоился и о формировании своего собственного образа, поэтому брался за пересмотр только тех дел, которые возникли во время, когда он не занимался следственной работой в Министерстве госбезопасности (после 1945 года). Он старается вести расследования таким образом, что бы были реабилитированы именно те работники государственной безопасности, которых он выдвигал и поддерживал ... Ну а те заключенные, к аресту и следствию которых имел отношение сам Берия, пока не могли рассчитывать на столь энергичное восстановление справедливости.
Наумов В., Коротков А. Лаврентий Берия - ласковый палач. Московские Новости № 36, 4-11 сентября 1994 г. с. 23
Прудникова Е.А. Берия. Преступления, которых не было. Нева, 2005.
Материалы по теме:
О соратниках Н. Хрущева
http://sovet-miliziy.narod.ru/blog/akt_priema_i_sdachi_del_ministerstva_vnutrennikh_del_sssr/2021-06-15-157
|