Абдрахманов А.И. Проблема пленных и беженцев как фактор миграционных процессов в период интервенции и гражданской войны в России
Полностью статья опубликована в сборнике Миграционная политика в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2008 года // Под общей редакцией д-ра юр. наук, профессора А.Г. Хабибулина. - М.: АЭБ МВД России, 2009.
В начальной части статьи характеризуется острота проблемы военнопленных и беженцев, сложившийся к концу первой мировой войны
....
Так или иначе, разрешение всего комплекса обозначенных проблем требовало активного государственного вмешательства и регулирования. В каждом случае, государство было вынуждено решать задачи, связанные необходимостью оформления статуса, перемещения и обустройства значительных масс людей. Разрешение этой задачи осложнялось тем, что она находилась в сфере пересечения компетенции нескольких ведомств. Военнопленные, как лица напрямую связанные с действительной военной службой подлежали ведению народного комиссариата по военным и морским делам, а как иностранцы, либо россияне, оказавшиеся за границей - наркомата иностранных дел. Кроме того, вопросы учета, перемещения, размещения военнопленных на территории Советской России непосредственно пересекались с компетенцией еще одного ведомства - НКВД.
Возникающий «межведомственный узел» удалось разрешить путем сосредоточения основных вопросов по работе с военнопленными в ведении одного учреждения, а именно – НКВД. Первоначально, в апреле-июле 1918 года, все вопросы, связанные с перемещением беженцев и военнопленных первой мировой войны были определены в ведение Народного комиссариата по военным делам. С позиций межотраслевого разделения полномочий, данное решение было вполне обоснованным, но ресурсов Наркомвоена для его реализации оказалось недостаточно. Поэтому, в мае 1919 года произошла передача Центрального отдела по делам пленных и беженцев (Центрпленбеж) в состав НКВД.
В системе наркомата внутренних дел, Центральная коллегия по делам пленных и беженцев имела полномочия самостоятельно участвовать в разверстках вещевого довольствия, получения нарядов на продовольствие, вагонов и т. д. Такой объем полномочий мог быть сопоставлен только полномочиями, предоставленными Народному Комиссариату по военным делам. Уже в ходе становления советской власти, органами по работе с пленными была выполнена колоссальная работа, в частности, «в 1918-1919 г.г. ... было перевезено только пленных первой мировой войны свыше 6 млн. человек»[1]. В мае 1920 года, с окончанием гражданской войны, Центрпленбеж был переименован в Центральное управление по эвакуации НКВД РСФСР, что определялось изменением характера деятельности данной службы.
С разрешением проблем, порожденных первой мировой войной, возрастал удельный вес вопросов, вызванных войной гражданской. К сентябрю 1921 года, в трудовых и концентрационных лагерях содержалось 70 000 заключенных, значительную часть из которых составляли военнопленные из «белых» армий. Кроме того, лагеря создавались непосредственно в зоне восстаний против советской власти: только в Тамбовской губернии к лету 1921 года насчитывалось семь подобных лагерей, в которых содержалось не менее 50 000 «бандитов» и членов их семей, взятых в заложники[2].
Решение проблемы военнопленных гражданской войны осуществлялось в различных формах. Важнейшей из них, служила организованная миграция, в процессе которой, за 1921-1922 г. Центральное управление по эвакуации НКВД РСФСР осуществило перемещение 2 млн. человек[3]. Наряду со всеми проводимыми мероприятиями, главным условием снятия остроты рассматриваемой проблемы, выступала общая нормализации положения в стране, по мере достижения которой проблема пленных и беженцев приближалась к своему разрешению.
Итак, рассмотренный материал, позволяет заключить, что сосредоточение ответственности за решение проблемы пленных, перемещенных лиц, в ведении НКВД было логически обоснованным и оправданным. Во-первых, уже в силу своей основной компетенции, НКВД имел непосредственное отношение к определению судьбы большинства категорий перемещенных лиц; во-вторых, данное решение позволило избежать издержек распыления ответственности по различным ведомствам; в-третьих, в советском государственном аппарате, только НКВД располагал необходимыми полномочиями, штатом, достаточно разветвленными, для решения проблем перемещенных лиц, службами.
Таким образом, проблема военнопленных в 1917 – 1921 годы, в значительной степени, решалась посредством государственного управления миграционными потоками, а именно через сосредоточение, обеспечение и перемещение огромного количества людей. Изучение и осмысление данной практики, может быть полезным в плане обогащения имеющегося отечественного опыта регулирования миграционных процессов.
[1] Лобанов А.В. Переход к НЭПу и реорганизация НКВД РСФСР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. - С. 41.
[2] ГАРФ, 393/89/182; 393/89/231; 393/89/295. // Цит по: Государство против своего народа. Первая часть справочного издания «Черная книга коммунизма» // http://www.goldentime.ru
[3] Лобанов А.В. Переход к НЭПу и реорганизация НКВД РСФСР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. - С. 41.
|