Военные и мирные профессии Софьи Файнштейн
В конце 1941 года Соня Файнштейн решила твердо: «Пойду на фронт бороться с фашистами». В военкомате девушке ответили, что поскольку ей нет еще 18 лет, ни о какой службе в армии не может быть и речи. Но Соня подделала документы и через несколько дней вновь пришла в военкомат, где доказала, что ей уже 19. Так она стала добровольцем Красной армии.
Соню направили на курсы связистов, проучившись на которых три месяца, она попала в батальон связи 165-й стрелковой дивизии, входившей в состав 8-й армии Ленинградского фронта.
Из военных событий Соне Файнштейн особенно запомнились тяжелейшие бои с врагом в районе Мясного бора. Там бойцы дивизии старались оказать помощь красноармейцам и командирам 2-ой ударной армии, пытавшимся выйти из окружения на соединение со своими.
— Вид у этих людей был ужасающим — истощенные до предела, грязные, оборванные. Мы все старались как-то помочь им: отдавали часть своего питания, помогали перевязывать раны и вообще приходить в себя, — вспоминает Софья Исааковна.
Потом были не менее тяжелые бои в районе Волхова, где ставшая к тому времени сержантом, по стечению обстоятельств, Соня была назначена помощником инструктора политотдела дивизии по работе с личным составом вражеских частей и населением, временно находившемся на оккупированной врагом территории. Очень часто на грузовике, снабженном выносными рупорами, Соня, находясь в передовых окопах, вела передачи для немецких солдат. Эти передачи провоцировали сильный огонь со стороны врага, и ретрансляторы повреждались пулями и осколками. Но наши бойцы старались обезопасить Соню…
Когда по «Дороге жизни» на Ладоге была организована эвакуация из блокадного Ленинграда детей, больных и раненых жителей на автомашинах, Соне пришлось поработать и регулировщицей.
После снятия блокады Ленинграда Файнштейн принимала участие в освобождении Белоруссии, где была ранена миной (один осколок до сих пор находится в ноге). А затем были тяжелые бои за освобождение Польши.
День победы Софья Исааковна встретила в Берлине, где ей довелось присутствовать при процедуре опознания обгорелых трупов Гитлера и Геббельса.
В августе 1945 года она вернулась в Москву и поступила на курсы криминалистов при Минюсте РСФСР. К этому времени на ее гимнастерке красовались орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Окончив курсы, она была направлена на работу в Хабаровский край на должность криминалиста — научного сотрудника, одновременно преподавала этот предмет в Хабаровской школе милиции. ...
Источник
|