ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВОВ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА)
Фирсов Иван Федорович
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД
Аннотация
В статье представлена подборка архивных документов Тюменского региона, освещающая некоторые аспекты деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте. В годы гражданской войны в связи с обострением криминогенной обстановки на железных дорогах это направление правоохранительной деятельности было особенно актуальным.[/i][b]Ключевые слова: борьба с преступностью железнодорожная милиция, органы внутренних дел, советская милиция, транспортная ЧК, Тюменская губерния
Железнодорожная милиция занимала особое место в структуре советских правоохранительных органов. Ее создание было обусловлено резким обострением криминогенной обстановки, сложившейся на железных дорогах страны в годы военного коммунизма и гражданской войны. Советская власть понимала важность железнодорожного транспорта для государственного строительства, и 18 февраля 1919 г. был принят Декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», которым на железнодорожную милицию возлагались специальные обязанности по охране революционного порядка и безопасности, вызванные особенностями функционирования правоохранительных органов в районе железных дорог. Железнодорожная милиция в Тюменской губернии была организована в январе 1920 г. приказом заведующего губмилицией Волокитина после освобождения территории от белогвардейских войск. В губернском и уездных управлениях милиции были созданы отделы железнодорожной милиции, в ведении которых находилась железнодорожная милиция на линии железной дороги, проходившей через губернию [1, сс.20-24].
Согласно указаниям центральных властей началась реорганизация правоохранительных органов губернии с учетом формирования новой структуры – железнодорожной милиции. Так, согласно циркуляра НКВД, весь аппарат уголовного розыска в полосе отчуждения и на станциях железных дорог переходил в ведение НКВД. Отделения уголовного розыска посылали на станции, входящие в район их деятельности, нескольких агентов для дежурств и негласного надзора на путях и на самих станциях [2]. В губернских органах ЧК также начались преобразования. Еще 7 августа 1918 г. СНК РСФСР постановил организовать при ВЧК железнодорожный отдел для борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на железных дорогах. При всех местных ЧК создавались железнодорожные отделы и отделения, в задачи которых входило обеспечение сохранности имущества и порядка на станциях. В Тюменской губернии отделение дорожно-транспортной чрезвычайной комиссии (ОДТЧК) было создано осенью 1921 г. и выполняло в основном те же задачи, что и железнодорожная милиция. Кроме того, органы дорожно-транспортной ЧК контролировали и инспектировали отделы железнодорожной милиции и не реже двух раз в месяц представляли в вышестоящие органы информационные сводки о состоянии железнодорожной милиции и уголовного розыска [2-6]. Чаще всего руководством отделения дорожно-транспортной ЧК станции Тюмень констатировались крайне слабая работа железнодорожной милиции, отсутствие профессиональной подготовки у большинства милиционеров, отсутствие политической и культурно-просветительной работы среди сотрудников. При проверке постов сотрудники ОДТЧК иногда заставали караульных спящими, сотрудники милиции выполняли возложенные на них поручения крайне халатно и медленно, а часто не выполняли вообще [2]. Однако невысокий профессиональный уровень и халатное отношение к работе отчасти объяснялось низкой заработной платой, а также тем, что почти все милиционеры были раздеты и разуты [6]. Нередко сотрудники железнодорожной милиции и ОДТЧК сами оказывались вовлеченными в преступную деятельность. Так, ОДТЧК совместно с губрозыском осенью 1921 г. была раскрыта специализирующаяся на хищениях грузов преступная группа, действовавшая на товарном дворе ст. Тюмень. Во главе ее стояли сотрудники ОДТЧК Петров и Кузнецов и сотрудник угрозыска Путинцев, в целом она насчитывала около 100 человек. Кузнецов и Петров были убиты конвоем при попытке бежать, когда их переводили из губрозыска в рабдом. Остальные члены группы были преданы суду [5]. Осенью 1921 г. был арестован по обвинению в разгильдяйстве и других преступлениях начальник 2 роты железнодорожной милиции при ст. Ишим Черемных [4]. Тогда же было заведено следственное дело на начальника 2 участка железнодорожной милиции Онищенко за «дезорганизацию рядов милиции и подрыв политической работы среди нее» [6]. Члены заградотряда, призванного контролировать провоз продуктов по железным дорогам с целью недопущения спекулятивной торговли, брали взятки с пассажиров и совершали множество других правонарушений [4].
Источник
https://u.to/4HRfFQ
|