Константин Костин. Неинтересное время. (Сектант).
Искренняя и увлекательная повесть. Через судьбу нашего современника, Сергея Вышинского, парня, выросшего в РФ, раскрывает уклад Советской России периода нэп. Автор настроен объективно - Советская Россия в его видении живет трудной опасной, но насыщенной, созидательной жизнью.
Сюжет, Сергей - современный менеджер, как принято называть - типичный "овощ", планктон. Ни развитой личности, ни серьезных занятий, ни самостоятельных интересов. Из личных качеств - разве что стремление выглядеть «не хуже других», причем выглядеть чуть не любой ценой - пусть и стянуть что "плохо лежит". Впрочем, еще и отсутствие вкусовых рецепторов. Парень страдает физиологическим нарушением - абсолютно не чувствует вкуса еды, не различает разновидностей пищи - просто ест, утоляет голод. Вообще, предполагаю, этот недуг мог бы серьезно снизить расходы на питание.
Что бы хоть чем то проявляться, герой повести записывается к реконструкторам древнерусских витязей. Учится владению мечом, ведению поединков. Здесь тоже без страсти, но все же - проявление личности, общение со сверстниками.
И вот этот персонаж проваливается в эпоху НЭПа. Процесс вживания в совершенно другую эпоху проходит этап за этапом. Сначала - деревенька, затем - более крупное село, ну и далее.
Из впечатлений. Автор точно передает представление эрефского обывателя о советской эпохи. Герой - типичный продукт реформы образования. Полным неучем его не назовешь, но так как курс обучения даёт весьма поверхностную и сильно идеологизированную картину советской эпохи, то реальным представлением об окружающем его мире персонаж совершенно не обладает.
Мир перед глазами сектанта рисует автор - Костинов. И этот мир реален, точен, насыщен. Знание эпохи, ее понимание, у автора достоверные.
Парень видит, насколько опасна жизнь советских людей. Прежде всего, он видит угрожающе высокий уровень преступности. Причем преступности всех видов - подростковой, бытовой, профессиональной, организованной и всякой прочей.
Преступления совершают как злодеи, так и обычные люди. Сектант замечает, что окружающие люди не только сталкиваются с угрозой со стороны злоумышленников, но и сами сплошь и рядом не в ладах с законом.
Хозяин, приютивший сектанта, как и целая часть деревни, втянут в контрабанду. Между селянами вспыхивают жесткие конфликты, с драками и избиениями, причем никто к милиции не обращается. В городке же - так целая криминальная сеть.
Общая канва "Неинтересного времени" - времена трудные, людям приходится преодолевать опасности и трудности, выживать.
Полным откровением для сектанта оказалась реальность белого террора. Группы белых приходят из-за кордона и на уровне волости мало кого опасаются. Часть населения белых поддерживает, большинство же элементарно запугано. В книге воспроизведено обострение ситуации, когда волостная советская власть оказывается в положении обороняющихся. Для сектанта, воспитанного а духе поклонения благородству и патриотизму белых, увиденное оказывается переворотом сознания.
Интересный авторский ход: реальная жизнь оказывается настолько противоречащей представлениям поколения «нулевых», что он не в состоянии принять, что эти 20-е годы, это именно та страна, о которой ему рассказывали учителя и преподаватели истории. Страна живёт реальным укладом, о котором в учебных курсах ничего близкого не излагалось. В стране реальный рынок, предпринимательство, «бизнес». Оказывается, в стране высочайший уровень уголовной преступности, в противодействии которой задействованы основные силы милиции и чекистов. В стране трудно понимаемая политическая система, сложная для осознания, но весьма далёкая от установленного в школьных курсах понятия «тоталитаризма». Мало того, в окружении сектанта практически никто не знает о существовании тов. Сталина. Немногие же, кто слышал эту фамилию, не помнят, какую именно должность этот Сталин занимает. Безуспешность попыток найти упоминания о тов. Сталине в газетах, окончательно убеждают сектанта, что это - «не его» прошлое. Это какая то альтернативная Россия, или же Россия оказавшаяся в некоем альтернативном варианте реальности.
И, что удивительно, современник в том чужом, опасном мире оказывается значимым, нужным и востребованным. Выясняется, что в нулевых он жил в качестве завуалированного человеческого балласта. Что все эти менеджеры, функционеры - завуалированная форма прикорма лишних людей. Оставь 90% российских менеджеров дома, выплачивая тоже содержание - так и легче стране будет. Городской транспорт разгрузится, офисные помещения освободятся, расходы на их содержание снизятся.
Казалось бы, как человек из общества тотальной антисоветской доминанты вообще может состояться в труднейшей эпохе даже не социализма, а дальнего подступа к чему то значимому. точнее - на этапе восстановления и накопления сил для начала строительства социализма. Человек из цифрового общества, затевающий предприятие в условиях, когда проводной телеграф не в каждом райцентре (а с телефонами ещё хуже). Человек, знакомый с работой по удаленке, оценивающий перспективы в стране с преобладанием натурального хозяйства и многотысячными очередями на биржах труда
И наконец, в «свое» время, в нулевые, в системе апологетизации частной инициативы, участия РФ в ВТО и т.п., с цифровыми возможностями, целыми аппаратами поддержки предпринимательства, герой повести НИЧЕГО НЕ ДОБИЛСЯ. В "своем" времени от него ничего не зависит, он мало зарабатывает, он никому не интересен и ни для кого не значим.
И вот "попаданец" делает попытку состояться в «тоталитарной системе с мощной репрессивной составляющей». В стране, выбирающейся из многовековой отсталости и залечивающей последствия многолетней войны. Негативные факторы долго перечислять.
И в такой ситуации автор рисует картину рождения человека. Рождения не биологического, а скорее, личностного. Появления личности, осознающей свою значимость. Значимость, определяемую ее готовностью быть полезной - своим близким, городку, своей стране. И в Советской России человек просто интересен - как бедолага сектант, как личность постояльца, как современник-соотечественник.
Обсуждение
Табельный наган
|