Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Суббота, 25.05.2024, 14:54
Главная » Статьи » История охранительных служб » Советский период

НКВД и милиция Советского государства в условиях военного и послевоенного времени (1941-1950 гг. )

Подготовка к переходу НКВД и милиции Советского государства на военное положение началась практически с 1 сентября 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О всеобщей воинской обязанности», которым закреплялся кадровый принцип строительства Вооруженных Сил. Данным Указом на органы милиции возлагался учет военнообязанных и призывников. Во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы для ведения первичного учета военнообязанных и призывников.
В этот же период были приняты меры, способствовавшие усилению службы разыскного собаководства, улучшению обучения проводников служебных собак, повышению их роли в раскрытии преступлений. Значительно повысилась роль научно-технических подразделений.
3 февраля 1941 г. на фоне начавшейся Второй мировой войны Указом ПВС СССР произошло разделение НКВД СССР на два наркомата: НКВД СССР и НКГБ СССР [6, с. 206]. В это же время были созданы 3-й отдел НКВД (по оперативной работе в войсках НКВД), 1-й спецотдел НКВД (учетно-архивный) и 6-е отделение НКВД (шифровальная переписка). Новая структура НКВД СССР была объявлена 26 февраля 1941 г. 18 марта 1941 г. было организовано Управление учебными заведениями НКВД СССР [5].
В связи с угрозой войны на НКВД СССР постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г. было возложено строительство аэродромов для военно-воздушных сил Красной Армии. Для организации этой работы в составе НКВД СССР было создано Главное управление аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР [3].
В апреле 1941 г. в Главном управлении милиции НКВД СССР был создан отдел по борьбе с бандитизмом, который состоял из пяти отделений: четыре - по зонам СССР, пятое - следственное.
С выходом Указа ПВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» было установлено, что в местностях, объявленных на военном положении, функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передаются военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали, - высшему командованию войсковых соединений. В соответствии с этим в местностях, объявленных на военном положении, органы внутренних дел переходили в полное подчинение военного командования. В дальнейшем практика свидетельствовала, что воинское командование брало на себя всю полноту власти лишь в исключительных случаях; в основном же все советские органы, в том числе и милиция, выполняли свои функции так же, как и до войны.
В первые дни войны органами государственной власти, НКВД СССР были изданы законодательные акты, директивные материалы, определяющие задачи органов внутренних дел и основные направления их деятельности. 23 июня 1941 г. совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного командования, которая централизовала руководство боевыми операциями Вооруженных Сил. 23 июня 1941 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе», согласно которому во всех прифронтовых республиках и областях страны начиналось формирование истребительных батальонов по 100-200 человек. Их командный состав комплектовался за счет личного состава войск НКВД и органов милиции. Организация, обучение и вооружение личного состава истребительных батальонов возлагались на НКВД СССР.
25 июня 1941 г. СНК СССР было принято решение о возложении на НКВД функции охраны тыла действующей Красной Армии. На базе войск и органов НКВД и советской милиции началось формирование специальных частей и соединений. Для руководства ими впоследствии в составе НКВД СССР было образовано Главное управление войск по охране тыла действующей Красной Армии.
26 июня1941 г. приказом НКВД СССР «О перестройке работы учебных заведений НКВД РСФСР на период военного времени» личный состав учебных заведений европейской части страны направлялся в армию, а учебные заведения расформировывались. По сравнению с довоенным временем количество обучаемых в школах милиции к сентябрю 1941 г. сократилось почти в 2,5 раза [1, ф. 9401, оп. 8, д. 12, л. 22]. Подготовка в школах сокращалась по времени, осуществлялся переход на ускоренные выпуски, внимание в большей степени уделялось военной подготовке, вводилась жесткая дисциплина.
Для централизации работы по укреплению армии, перестройке тыла 30 июня 1941 г. ПВС СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о создании Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР.
20 июля 1941 г. в соответствии с Указом ПВС СССР НКВД и НКГБ вновь объединились в Народный Комиссариат внутренних дел. При этом в связи с сокращением штатов и начавшейся войной численность центрального аппарата НКВД СССР к концу 1941 г. снизилась до 9000 человек, однако управление органами милиции оставалось централизованным. Высшим органом милиции выступало Главное управление милиции НКВД СССР.
В НКВД союзных, автономных республик функционировали управления милиции, начальники которых являлись заместителями наркомов внутренних дел по милиции. Управления милиции были и в составе УНКВД краев и областей. При городских и районных отделах (отделениях) НКВД имелись отделы (отделения) милиции. Начальники управлений милиции краев и областей являлись заместителями начальников УНКВД, начальники райотделов (отделений) милиции - заместителями начальников РО НКВД.
Основными отделами управлений милиции республик, краев и областей были: политический, уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, оперативный, службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационный, государственной автомобильной инспекции, секретариат.
Железнодорожная милиция включала дорожные, линейные отделы, отделения, линейные пункты.
Для организации охраны лагерей военнопленных в НКВД СССР было создано Главное управление по делам военнопленных и интернированных; для руководства боевой и служебной деятельностью истребительных батальонов - Штаб истребительных батальонов. Такие штабы имелись и в НКВД республик, УНКВД краев и областей [3].
В августе - декабре 1941 г. произошли следующие изменения в структуре Центрального аппарата НКВД СССР. Было образовано Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР, Отдел спецпереселенцев, расформирован Главгидрострой (и создан Отдел гидротехнических работ), упразднен Моботдел НКВД СССР.
Приказом НКВД СССР № 001613 от 21 ноября 1941 г. было объявлено постановление ГКО № 903сс от 17 ноября 1941 г. о предоставлении Особому совещанию НКВД СССР права назначать меры наказания по возникающим в органах НКВД делам о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР вплоть до расстрела. Это постановление действовало до 1 сентября 1953 г.
Постановлением ГКО СССР от 22 октября 1941 г. во всех крупных городах прифронтовой полосы образовывались городские комитеты обороны, в состав которых входили и начальники местных органов милиции. Эти комитеты, наряду с решением других важнейших вопросов, руководили деятельностью милиции по охране общественного порядка.
Многочисленные обязанности возлагались на милицию системой местной противовоздушной обороны. Служба охраны общественного порядка в МПВО возглавлялась начальником органа милиции. Ей подчинялись бригады содействия милиции, бойцы звеньев охраны порядка и групп самозащиты, дворники.
В начале 1942 г. в системе подготовки и обучения кадров милиции практически завершился переход на «военные рельсы». Возобновилась профессиональная подготовка низового звена милиции, работа школ и курсов. Из 42 учебных заведений мирного периода работало 18, в которых обучалось 4175 человек [1, ф. 9415, оп. 3, д. 14, л. 278].
Аппараты уголовного розыска перестраивали оперативно-разыскную деятельность с учетом тех изменений, которые произошли в военное время. Особое внимание обращалось на выявление вражеской агентуры, дезертиров, распространителей ложных слухов, изъятие оружия у преступного элемента, профилактику преступлений, прежде всего среди несовершеннолетних, налаживание оперативных учетов и укрепление связей с общественностью. Аппараты БХСС главное внимание сосредоточили на усилении охраны народного достояния, нормированных продуктов, на пресечении преступной деятельности расхитителей, спекулянтов, фальшивомонетчиков. Под особый контроль были взяты заготовительные и снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности и торговой сети.
Важные функции, связанные с обороной страны, выполняли паспортные аппараты милиции. Вместе с военными комиссариатами их военно-учетные столы в городских и районных органах милиции проводили огромную работу по мобилизации военнообязанных.
Новой и очень важной задачей советской милиции в годы войны была работа по розыску детей, утерянных родителями при эвакуации и других обстоятельствах военного времени. Данная функция была возложена на органы милиции постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», на основании которого создавались справочные адресные детские столы.
Перелом в ходе Великой Отечественной войны, наметившийся к весне 1943 г., отразился на очередной реорганизации органов внутренних дел. Указом ПВС СССР от 14 апреля 1943 г. из состава НКВД СССР вновь был выделен самостоятельный Наркомат государственной безопасности.
Претерпевала значительные изменения структура Центрального аппарата, было образовано Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей Красной Армии, Управление транспортной милиции ГУМ НКВД СССР, а 15 мая 1943 г. на базе 6-го отдела бывшего Управления особых отделов НКВД СССР -Отдел контрразведки (ОКР) НКВД СССР «Смерш». На базе Управления связи ГУВВ НКВД СССР приказом НКВД СССР № 00970 от 10 июня 1943 г было организовано Управление войск правительственной связи, сформирован Отдел спецлагерей НКВД СССР, Главное управление НКВД СССР по борьбе с бандитизмом (ГУББ НКВД СССР), в составе Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП) НКВД СССР создано Спецметуправле-ние (разведка, добыча и переработка урана). 28 июня 1945 г. Спецметуправление было переименовано в 9-е Управление НКВД СССР, а затем передано в Первое главное управление при СНК СССР для наблюдения за работой Управления специальных объектов НКВД СССР в Крыму (6-й спецотдел НКВД СССР). 28 марта 1945 г. было образовано Управление специальными объектами НКВД в Крыму, а 27 сентября 1945 г. создан Отдел «С» НКВД СССР (добывание и обобщение разведывательных данных по созданию ядерного оружия) для выполнения спецзаданий.
С 1943 г. стало расти количество школ и курсов для подготовки кадров милиции; срок обучения в школах увеличился до одного года. На 1 января 1944 г. работало уже 26 школ, а количество обучаемых возросло до 5475 человек [5].
Еще в первые дни войны НКВД СССР издал указание перевести охрану лагерей и колоний на военное положение. Количество заключенных в местах лишения свободы было огромно - 2 млн 300 тыс. в начале войны, 2 млн 550 тыс. прибыли за 1941-1944 гг. На 21 декабря 1944 г. в местах лишения свободы страны содержались 1 млн 450 тыс. заключенных. За годы войны НКВД СССР направил в Красную Армию 950 тыс. заключенных для участия в сражениях в качестве бойцов и командиров [3].
В период Великой Отечественной войны деятельность ИТУ была направлена на решение хозяйственных задач, обеспечение нужд фронта. Предприятия ИТУ добывали полезные ископаемые, выпускали военное обмундирование, боеприпасы. Часть заключенных использовалась на строительстве стратегических оборонных сооружений и коммуникаций. В эти годы НКВД превратился в крупнейшее промышленно-строительное ведомство, которое за 1941-1944 гг. произвело золота - 315 тонн; концентрата олова - 14398 тонн; никеля - 6511 тонн; угля - 8924 тыс. тонн; нефти - 407 тыс. тонн; мин - 30,2 млн штук [2, с. 26].
После окончания войны и выхода Указа ПВС СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии» из лагерей и колоний освободились 301450 человек, что составило примерно 20% от общего числа осужденных по состоянию на 1 января 1945 г. [3]. Такая масса бывших осужденных, конечно, повлияла на криминогенную обстановку в стране, для стабилизации которой и дальнейшего поддержания порядка потребовались значительные усилия милиции. Возникла необходимость перестройки работы отдельных структур милиции и внедрения новых подходов к профилактике преступлений.
Несмотря на тяжелые условия, в практической деятельности милиции стали шире применяться научно-технические средства и криминалистические методы, достижения науки и техники. На 1 января 1944 г. в стране уже имелось 2 научно-технических отдела (в Москве и Ленинграде), 18 научно-технических отделений и 37 научно-технических групп. 19 декабря 1945 г. в составе Научно-технического отдела Главного управления милиции НКВД СССР был образован Научно-исследовательский институт криминалистики.
30 декабря 1945 г. по штатам органов НКВД (без войск) числилось 993072, в войсках НКВД СССР -680280 человек.
В июне отдел БХСС ГУМ МВД СССР был преобразован в Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. В это же время в составе ГУМ был образован Отдел боевой подготовки, а на местах - его низовые звенья.
В послевоенные 1946-1948 гг. наряду с реорганизацией структуры происходила перестройка форм и направлений подготовки кадров милиции всех звеньев с упором на специализацию подготовки. На основании приказа МВД СССР от 8 февраля 1947 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке руководящих и оперативных кадров милиции» межобластные школы были переименованы в школы начальствующего состава со сроком обучения 2 года и с конкретной специализацией. Происходило восстановление неработающих школ. С 1947 г. была внедрена система заочного обучения кадров милиции, а с 1948 г. - очно-заочная [1, ф. 9401, оп. 8, д. 3, л. 28]. Несмотря на это, большое количество сотрудников не было задействовано в профессиональной подготовке, наблюдался значительный некомплект кадров. Внимание в этот период сосредоточилось на улучшении форм командирской подготовки, которой было охвачено около 77% начсостава и 92% - рядового [5].

Важной мерой, направленной на усиление борьбы с преступностью, стало образование в феврале 1948 г. в составе ГУМ МВД СССР следственного отдела. Следственные аппараты были созданы также в республиканских, краевых и областных Управлениях Министерства внутренних дел (УМВД). На следственные аппараты возлагалось расследование уголовных дел, возбуждаемых оперативными работниками милиции.

С целью сосредоточения руководства всей политико-воспитательной работой в одних руках в апреле 1949 г. МВД СССР на основе решения ЦК ВКП(б) издало приказ о введении в городских и районных отделах милиции должностей заместителей начальников этих органов по политической части (к 1950 г. в органах милиции действовало уже 215 политорганов, состоящих из политотделов и политчастей).

Практическое решение милицией ответственных задач в борьбе с преступностью требовало дальнейшего укрепления организованности внутри милицейского аппарата, усиления дисциплины среди личного состава. В этих целях в 1948 г. был принят новый Дисциплинарный устав милиции.

Вновь пришедшей в органы милиции молодежи необходимо было дать специальные знания, углубить их политическую подготовку, привить оперативное мастерство, а многим сотрудникам из рядового состава требовалась и солидная общеобразовательная подготовка. С этой целью в органах милиции была создана разветвленная сеть специальных милицейских школ, курсов, вечерних общеобразовательных школ, учебных пунктов.

В октябре 1949 г. для улучшения деятельности милиции, а также для выполнения задач содействия МГБ СССР в реализации репрессивной политики того времени органы милиции были переданы из МВД в министерство государственной безопасности (МГБ) СССР. 23 августа 1950 г. МГБ СССР провело реорганизацию

Главного управления милиции. В составе ГУМ МГБ СССР было образовано три управления:
• управление милицейской службы, на которое возлагалась охрана общественного порядка и общественной безопасности в стране;
• управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;
• управление уголовного сыска для борьбы с бандитизмом, грабежами, убийствами, кражами, разбоями и другими видами уголовных преступлений.
Кроме названных управлений, в ГУМ МГБ СССР были созданы политический отдел, научно-исследовательский институт криминалистики (в качестве самостоятельной структурной единицы при ГУМ) и ряд отделов по видам деятельности милиции.

Соответственно, была введена и новая структура местных органов милиции, упразднялся зональный принцип руководства местными органами сыска как не оправдавший себя, вводился линейный принцип (по видам преступлений). При республиканских, краевых и областных управлениях милиции были образованы учетно-регистрационные отделы, ведавшие милицейской статистикой. С этих мероприятий практически началось преобразование функций и задач НКВД и милиции в целях решения задач мирного времени.

Литература

1. Государственный архив Российской Федерации.

2. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. № 6.

3. Исаков В.М. Труд осужденных в исправительных учреждениях Советского государства (1917-1990 гг.): Монография. М., 2000.

4. История развития МВД России: Учебно-справочное пособие в схемах и комментариях. М., 2002.

5. КожевинаМ.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991гг.). М., 2005.

6. Органы войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.

Категория: Советский период | Добавил: pitkiller1337 (15.06.2023) | Автор: Арефьев Максим E
Просмотров: 433 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]