Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Понедельник, 22.07.2024, 11:59
Главная » Статьи » Наркомвнуделец

О концепции организационной роли НКВД

Концептуальные факторы, определяющие формы организационного начала в процессе советского государственного строительства

Раскрытие содержания предмета нашего исследования требует конкретизации части концептуальных положений, определивших формы участия НКВД (прежде всего – его ведущего подразделения – отдела местного управления) в процессе советского строительства, налаживании власти на местах. В более широком спектре для определения задачи нашей монографии можно согласиться с исследовательским тезисом В.Б. Макарова, пришедшего к выводу, что «…конкретно-исторический анализ советского государственного управления неизбежно наталкивает на проблемы генезиса аппарата управления»[1]. Одной из составляющих такового генезиса, прежде всего, явилась революционная социалистическая идеология.

В первую очередь основы строящейся социально-политической системы определяло влияние марксистского учения, ее большевистской «ветви». Определенное корректирующее влияние на соответствующие идеологические постулаты оказывали реалии процесса распространения и развития социалистической революции в России. В числе таковых реалий можно назвать и состояние хозяйства страны, ее транспортной системы, продовольственное положение и др. Воздействие этих реалий имело скорее прагматический, нежели кабинетно-умозрительный характер. Степень соотношения идеологического и прагматического начал определялась в зависимости от конкретной исторической ситуации.

Осенью 1917 - весной 1918 гг. общая картина заключалась в том, что разворачивающееся становление новой государственной системы, которое осуществлялось в форме так называемого мирного шествия советской власти. Будучи изначально скорее стихийным, подлинно демократическим процессом, распространение советской власти в целях упрочения и углубления революции должно было приобрести более организованную форму советского строительства.

Именно влияние упомянутых процессов: распространения марксистско-ленинской идеологии, установления советской власти, цели и задачи последующего развертывания советского строительства решающим образом определили сам факт учреждения Комиссариата и его органов на местах. Кроме того, они повлияли на формы организации системы органов НКВД, их компетенцию, границы и размер полномочий. Немаловажно, что для реализации основного назначения Комиссариата было организовано специальное подразделение – отдел местного управления, а в составе исполнительных комитетов Советов создавались отделы управления, как раз и имеющие статус не только одного из отделов исполкома, но и местных органов НКВД.

Прямая взаимообусловленность, взаимосвязь организации системы отделов управления с ходом становления и функционирования Советской власти, требуют, прежде всего, уделить внимание тем составляющим этого процесса, которые и определили оформление соответствующего организационного направления, обеспечиваемого специально создаваемыми подразделениями (см. прил. 1 на с.68). Кроме того, таковое обращение является целесообразным с позиции обеспечения должной полноты и содержательности исследования, выявления предпосылок возникновения одной из ведущих служб не только НКВД, но и всего механизма советской власти как таковой. Немаловажно и обозначение обстоятельств, определяющих функционирование отмеченной службы (системы). Вычленение, анализ и разбор отмеченных составляющих возможны, прежде всего, в русле рассмотрения идеологии и конкретики становления Советской власти, практики строительства органов зарождающейся формы российской государственности.

Как уже отмечалось выше, определяющим импульсом появления новой формы государственного устройства России явилась победа Октябрьской социалистической революции. Эта победа знаменовала собой, прежде всего, начало масштабной реализации и утверждения новой идеологии, определяющей российские социально-политические реалии и перспективы. В результате осуществления установок революции прежняя политическая система, в том числе и органы государственной власти и управления, а, кроме того, и сословно-административные и иные учреждения, большей частью, прекратили свое существование. При всей своей исторической обусловленности данный процесс совершился далеко не сразу и не безболезненно. Как известно, уход «старого мира» сопровождался значительными издержками, деформациями, обозначением неизбежных для столь масштабных преобразований, проблем и угроз. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза: «С точки зрения государственного порядка, Советы взяли на себя власть, когда в России во многих системах царил хаос, а другие находились на грани хаоса. Это создавало для новой власти огромные срочные трудности в жизнеобеспечении страны»[2].

....

[1] Макаров В.Б. Становление советского государственного управления, октябрь 1917 г.- середина 20-х гг.: эволюция доктрины и системы. Н. Новгород, 2002. С. 4.

[2] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. М., 2002. С. 188.

Категория: Наркомвнуделец | Добавил: Наркомвнуделец (29.11.2014)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]