1. Тема приоритета не верности, предательства: в книгах целенаправленно продвигается идея предательства — друг друга, страны (причем именно России), общества. Вместо коммуникации, сообщества детям навязываются приоритеты разобщённости.
2. Отрицание гуманистического содержания в человеке. Человек как асоциальное существо: человеческая природа сводится к инстинктам, дискредитируются интеллект, высокие идеалы и духовное развитие.
3. Ломка социальных ролей: традиционные, естественные "роли" мужчины и женщины отвергаются. Мальчикам необязательно быть защитниками и героями, а девочкам — беречь здоровье, думать о рождении новой жизни, уважать семейные ценности. Значимость семьи отрицается, она как бы перестаёт быть центральной ценностью.
4. Отклонение от природы, смысла, человечности, как новая норма: любые личные недостатки, пороки, неприглядность представляются как нечто нормальное, не требующее исправления. Тем самым исключаются положительные ориентиры для самосовершенствования.
5. Культ смерти, безразличие к будущему: издаваемые после 1991 года книги внушают идею, что не стоит ценить жизнь, стремится обустроить, наладить бытие, задумываться о будущем и о том, что ждёт впереди.
Исследователи отмечают, что перечисленные антиценности целенаправленно продвигаются издатательствами в подсознание детей, формируя у них искаженное восприятие мира, негативно сказывающееся на жизнеспособности и безопасности общества.
Члены СПР подчеркивают, что необходимо создавать институты, поддерживающие и поощряющие авторов, создающих творческие, добрые, ценностно-ориентированные произведения детской литературы. Такой подход важен не только для литературы, но и для кино, музыки, театра и визуальных искусств.
Извращенцы на книжных полках: чему учит современная детская литература
В прицеле дети России. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ