ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КУРСКОГО КРАЯ
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ КУРСКОГО КРАЯ
Редактор М.В. Оловянникова
Курский государственный университет,
305000, г. Курск, ул. Радищева, 33
Лицензия ИД №06248 от 12.11.2001 г.
http://old-kursk.ru
ЗОЛОТАЯ КАРЕТА(*)
Проходила через здешние места дорога от Суджи к столице. Вокруг дороги тянулись леса, и частенько проезжающих по этой дороге грабили разбойники. Все ценности они прятали в лесах и оврагах, которых в этой местности предостаточно. Сам лес так и назывался – Покранец («похоронить» краденое).
Узнали разбойники, что австрийский император Иосиф II послал Екатерине II множество богатых даров, в том числе и золотую карету. И решили они ограбить императорский обоз. Для этой цели приехал сюда атаман курских разбойников Кудеяр. После удачного ограбления добычу спрятали в лесу Покранец, закопав все в овраге.
Разгневалась Екатерина и послала в Тарасово регулярные войска. Кудеяра выследили, схватили вместе с его шайкой и казнили на площади в Судже. Леса вдоль дороги повырубили, чтобы разбойникам прятаться было негде.
С течением времени лес Покранец стал произноситься как Капранец. Разбойничать лихие люди на дороге перестали, а вот золотую карету так и не смогли найти.
⚜КОМАРИНСКИЙ МУЖИК(*)
Давным-давно, еще при Иване Грозном, в курские земли ссылали непокорных власти людей. Селились здесь и беглые, и те, кто пробирался на Дон за волюшкой. Были это люди отчаянные, смелые, непокорные. Вливались они и в разбойничьи шайки, коих на курской земле было множество. Разбойники, обустроившись, оседали в хуторах, а бездомные да беспризорные ютились по чужим избам, в наскоро сколоченных пристройках. Назывались эти жилища – каморы (камары). Отсюда и название – камаринский мужик – отчаянная голова.
А камаринский – значит вор, разбойник. Ворами в те времена называли не только людей, промышлявших разбоем, а всех непокорных, недовольных властью. И Емельку Пугачева в документах называли вором, и всех орловско-курских мужиков, примкнувших к восстанию под предводительством Ивана Болотникова, ходивших «воевать Москву».
Говорят, что под Тулой восставшие потерпели поражение. Самому Болотникову выжгли глаза и утопили его в проруби, а крестьян вернули в курско-орловские земли в качестве крепостных.
⚜О ТОМ, КАК КУРСКИЙ КУПЕЦ ПОБЕДИЛ АТАМАНА(*)
Возможно, в Курске никогда бы не было одного из красивейших его храмов – Сергиево-Казанского собора, если бы не происшествие, случившееся с одним курским купцом – Карпом Ефремовичем Первышевым. Под самую Пасху 1752 года его захватили разбойники и увезли в свой табор, рассчитывая на богатый выкуп.
Ночью шайка ушла на грабёж, и в лагере остались лишь атаман и Первышев. Оценив атлетическое сложение разбойника, купец понял, что о побеге нечего и мечтать. После полуночи атаман, будучи христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу. Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Уличив удобный момент, ловкий купец бросился на разбойника и воткнул ему этот нож в горло. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Карп Ефремович же поспешно запряг свою лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Вернувшись благополучно в город, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм – средствами на это он теперь вполне располагал.
⚜РАЗБОЙНИКИ-ВЕЛИКАНЫ (*)
Старики рассказывают, что во времена Екатерины II в Щигровских лесах и в верховьях реки Рати жили разбойники необычайно высокого роста.
Один раз Бышкин, житель деревни Крутое, пошел на охоту. Молодой он был, но ловкий. Выследил лисицу, забрал из норы весь ее выводок, а лису поймал в тенета (капкан). Но лиса каким-то образом высвободилась, с перебитой ногой бросилась к реке и скрылась в камышах. Охотник – за ней. Видит, а лиса уже на тот берег переплыла. Бышкин – за ней. Лиса из стороны в сторону мечется, петляет, вконец измотала охотника. Оступился Бышкин, упал на землю.
Лежит и слышит чей-то храп – вроде медведь спит и храпит, или корова в болоте тонет и хрипит.
Страшно ему стало, но любопытство было сильнее. Пошел он на звук и видит огромную землянку. Перекрестился Бышкин, заглянул – а там два огромных человека спят на полу и храпят. Одеты они в цветные чужеземные кафтаны и на головах у них красные высокие шапки. Рядом валялись два бочонка из-под вина и два топора. У топоров ручки длинные (в рост человека), граненые, гвоздиками медными уколочены, обуха острые, а лезвия – больше аршина. Испугался Бышкин и со страху бежал до деревни без оглядки. И про лису забыл.
Как-то зимою собрались мужики из Крутовских хуторов поехать с хлебом в Жиздру и купить там лес. Слух прошел, что там и тес, и доски дешевле, а мука дороже, чем в Крутой. Собрался большой обоз – около десятка саней. Только отъехали, поднялась метель – света белого не видно. Все потемнело, и места пошли незнакомые.
Сутки плутали в поле, из сил выбились и кони, и люди. А когда увидели невдалеке лесок, то решили в нем заночевать. Еле дошли до поляны. У всех одежда колом от мороза стоит, да и хлеб замерз – хоть топором руби. Через час метель немного утихла, и мужики увидели в стороне двор, обнесенный глухим высоким забором. Заглянули в щель – там две огромные избы, связанные едиными сенями. Избы такие раньше связью назывались.
....
Источник
http://old-kursk.ru/book/legenda/page-066.html
|