Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Понедельник, 22.07.2024, 10:51
Главная » Статьи » Общая история

МВД РИ в продовольственном обеспечении страны

МВД в продовольственном обеспечении страны

Задача обеспечения населения продовольствием сохранялась в ведении министерства внутренних дел до начала пореформенного периода, когда вопросы продовольственной безопасности перешли в компетенцию земских органов, но остались под контролем МВД.

чумной бунт в Москве 1771

Так, первоначальные штаты министерства были высочайше утверждены 7 января 1803 г. В соответствии с ними при министре создавался департамент внутренних дел, состоящий из четырех экспедиций. Первая экспедиция, или экспедиция попечения о продовольствии народном, в свою очередь подразделялась на два отделения, которым был поручен контроль за снабжением государства жизненными припасами и руководство строительством и ремонтом казенных зданий.

В 1832 г. произошла реорганизация: в ведение Главного управления из Министерства внутренних дел была передана вся строительная часть по постройке так называемых «публичных зданий» и заведованию ими. В связи с переда ей строительной части в Главное управление путей сообщения 12 августа 1833 г. был переименован в Департамент государственного хозяйства, а 28 сентября того же года был включен в состав Хозяйственного департамента.

Хозяйственный департамент организационно делился на два отделения и канцелярию. Первое отделение (продовольственное) включало два стола. Первый стол отвечал за создание и содержание продовольственных комиссий, управление хлебными запасными магазинами, включая приобретение, постройку, исправление продажу ненужных зданий магазинов, сбор планов их зданий. Также он контролировал оборот хлебных денежных капиталов, выдачу из них пособий в неурожайные годы и собирал общие сведения по продовольственным капиталам, как натуральным, так и денежным. В его компетенции находилось «определение, увольнение и награды по сей части чинов». Второй стол собирал и обрабатывал сведения о посеве, произрастании и урожае хлеба, о торговых ценах на жизненные припасы и составлял общий отчета о продовольствии. Им организовывались меры к истреблению животных, опустошающих поля, прогону скота (в первую очередь для продовольствия столиц и других крупных городов), отвращение стеснения в торговле хлебом, содействию провиантским ведомствам обоих военных министерств по заготовлению провианта и фуража, выпуску хлеба, вина и других «жизненных припасов» за границу. Этот же стол ведал организацией торгов и ярмарок, давал распоряжения о установлении цен.

В 30 е г. ХIХ в местном управлении начинают выделяться особые ведомства, заведовавшие отдельными сторонами местного хозяйства и благоустройства. Происходит обособление санитарной части, путей сообщения, призрение бедных, обеспечения народного продовольствия. В 1833 г. учреждаются губернские дорожные комиссии, соединяющиеся в 1848 г. со строительными комиссиями; в 1834 г. основаны «общие губернские комиссии народного продовольствия», в 1851 г. возникают «комитеты о земских повинностях». Все указанные учреждения характеризуются смешенным порядком комплектования: их состав наполовину коронный, наполовину выборный. В их деятельности намечаются первые отдаленные очертания будущих земских учреждений пореформенной России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в системе местного управления Российской империи первой половины XIX в. прослеживается ряд общих тенденций. С одной стороны централизация власти в руках губернаторов, которая в свою очередь приводила к расширению участия Министерства внутренних дел в управлении на местах, так как управление практически всеми сторонами местной жизни проходило через МВД и губернаторов. С другой стороны, правительство проводит попытки децентрализации управления через органы общественного, пока еще строго сословного, самоуправления. Однако эти попытки не были успешными, так как половинчатость преобразований и жесткий административный контроль за этими учреждениями со стороны губернской администрации снижали и без того низкую активность сословных представителей.

Анализируя деятельность Министерства внутренних дел по развитию промышленности, сельского хозяйства и строительства, автор отмечает, что несмотря на предпринятые усилия решить все проблемы в указанной сфере не удалось, вследствие как объективных, так и субъективных причин. Земледелие в условиях российского климата слишком сильно зависело от погодных условий и обеспечение продовольственной безопасности во многом не могло быть обеспечено только развитием зернового хозяйства. Внедрение же картофеля в исследуемый период не получило еще значительного распространения и было не способно выступать в качестве альтернативы зерновому производству даже в центральных и северных районах страны.

Постоянные войны требовали также устранения зависимости отечественного производителя от привозного сырья, в связи с чем министерством был проведен ряд мероприятий по развитию овцеводства и шелководства. Эта деятельность была тесно связана с политикой колонизации южных губерний, которая проводилась как за счет внутренней миграции трудоспособного населения на неосвоенные земли, так и приглашения иностранных специалистов, для которых по предложению Министерства внутренних дел был введен ряд льгот. Однако постепенно переселенческая политика министерства была переориентирована, и для освоения новых территорий стали привлекаться не иностранцы, переселение которых дорого обходилось казне, а крестьяне из густонаселенных губерний. Таким образом, не только заселялись новые земли, но и сокращался аграрный голод в центральной части страны.

Сокращение необоснованных расходов в бюджете требовало от министерства мер по упорядочению «строительной части». В результате подробного изучения была составлена инструкция, определившая порядок «составления и использования ремонтного фонда», явившегося прообразом современных амортизационных отчислений. Кроме того, в 30-е годы министерство активно реализовывало за счет казны крупные строительные проекты в местностях, пострадавших от неурожая, тем самым, с одной стороны, обеспечивая местное население работой и пропитанием, а с другой реализуя крупные проекты, требующие привлечения значительных, в том числе и людских, ресурсов.

Следовательно, с полным основанием можно считать, что Министерство внутренних дел играло важную роль в развитии хозяйства страны, обеспечения населения продовольствием, что способствовало общему снижению социальной напряженности, сокращению численности голодных бунтов и самовольных отлучек крестьян в поисках пропитания. Так, в результате неурожая и эпидемии в Западном крае и Псковской губернии только в 1846 г. умерло от 1/3 до 1/2 крестьян, зафиксировано 17 случаев нападения на усадьбы, а в 25 имениях имело место возмущение крестьян. В течение года было поймано 3 716 человек, находившихся в бегах.

Создание МВД Российской империи

Значение МВД в проведении санитарно-противо эпидемиологических мероприятий

 

Категория: Общая история | Добавил: Наркомвнуделец (20.09.2021)
Просмотров: 201 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Наркомвнуделец  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]