Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт НКВД Советской России

Среда, 22.05.2024, 15:13
Главная » Статьи » Общая история

Проблема солдатского насилия на железных дорогах (март-июль 1917 года)

Проблема солдатского насилия на железных дорогах на начальном этапе деятельности Временного Правительства (март-июль 1917 года)

На ноябрь 2020 года приходится столетие окончания гражданской войны на европейской (основной) части России. Как правило, под гражданской войной понимают именно противостояние между красными и белыми, но существует и иное, расширительное понимание. Согласно последнему, эпоха гражданской войны видится, как взрыв массы разнохарактерных антагонизмов, смута, сопровождаемая истощением и упадком существующих ресурсов обеспечения жизни.

Важнейшей составляющей надвигающейся смуты явились нарастание деструктивных факторов, проявлений, насилия, криминала. Одной из форм проявления такового негатива явилось расползающееся по железнодорожной сети солдатское насилие. Нарастание этого явления наблюдалось уже весной-летом 1917 года, когда институты Временного правительства, общая политическая ситуация, экономическое положение России характеризовались относительной устойчивостью. И тем не менее, на транспорте, как и во многих остальных сферах жизни все заметнее сказывался начинающийся распад русской императорской армии.

Относительно железнодорожного комплекса, эта трагедия усугубилась последствиями упразднения Временным правительством особой полицейской службы – функционирующей в составе жандармского корпуса железнодорожной полиции. На смену упраздненной полиции в системе Министерства путей сообщения должны были заступить организованные из самих железнодорожников подразделения по обеспечению общественного порядка. Но, все попытки заменить упраздненные жандармские полицейские управления железных дорог иными организационными формами, на протяжении 1917 года успехом так и не увенчались.

Первые тревожные «звонки» надвигающейся катастрофы прозвучали уже в феврале 1917 года. Тогда солдаты и железнодорожники разгромили квартиру начальника Николаевской железной дороги Г. А. Невежина, «везде следы пуль, мебель поломана, зеркала разбиты» (9. с.27). В данном случае, железнодорожный начальник одним из первых испытал воздействие надвигающегося на путейцев погрома. В ряду первых жертв революционной ярости оказались и станционные жандармы. В марте 1917 г., на железнодорожном вокзале Орла вспыхнул переросший в перестрелку конфликт между армейскими офицерами и железнодорожными жандармами (11. с.173.). Здесь имел место редкий случай, когда участниками конфликта со стражами порядка оказались именно офицеры. Как правило, агрессию по отношению к жандармам проявляли именно «нижние чины». Так, «Вечером 2 марта вооруженная воинская часть по пути из Москвы в Камышин остановилась в Балашове. Разоружив на станции местную железнодорожную полицию и городских жандармов», прибывшие солдаты сразу же объединились с вышедшими на улицу военнослужащими местного гарнизона» (8. с. 78.). Аналогичным образом поступили следовавшие из Москвы солдаты в г. Аткарске (8. с. 78.). ...

Обсуждение

Автор: Абдрахманов А.

Категория: Общая история | Добавил: Наркомвнуделец (18.07.2021)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]