Н.Н. Яковлев. Избранные произведения.
Извлечение
Отличительная черта американцев
Франклин просил, чтобы инцидент не повлек за собой разрыва с Францией, и раскрыл соображения, которыми якобы руководствовались американцы: «Англичане, как я узнал, льстят себя надеждой, что уже разделили нас. Надеюсь, что это маленькое
недоразумение останется в тайне, и пусть англичане пребывают в своем заблуждении». ...
Ухищрения Франклина были совершенно напрасны, в Лондоне отлично и в деталях знали обстоятельства по ту сторону неприятельского дипломатического фронта. Американские уполномоченные трудились в тесном кольце английских шпионов. Доверенный секретарь Фрапклииа Э. Бэпкрафт был английским агентом, курьер капитал Хейнсон, перевозивший самые секретные послания из Парижа конгрессу и обратно, состоял на жалованье англичан. Шпионом был Э. Кармайкл, личный секретарь С. Дина. Помимо «звезд» первостепенной величины, в окружении американских уполномоченных толпились десятки шпионов второго положения.
Арнольды не были исключением,а скорее правилом в рядах государственных служащих США при неизменном побудительном мотиве предательства — наживе. Как писал в то время французский посланник в США Верженну: «Личное бескорыстие и неподкупность отсутствуют в картине рождения Американской республики.... Дух торгашеской алчности составляет, пожалуй, одну из отличительных черт американцев». Француз знал дело и широко практиковал взятки...
Воплотившееся предвиденье
Когда текст конституции был роздан для окончательного утверждения, старый друг и политический наставник Вашингтона накануне войны за независимость Масон предрек: планируемое правительство кончит «либо монархией, либо коррумпированной тиранической аристократией».
Ськюан Роуз-Акнерман. Коррупция и государство. причины, следствия, реформы. Перевод с английского О.А. Алякринского. Москва, Логос • 2010
В Англии в XVIII в. высокопоставленные клерки делили между собой до трети собранных с граждан платежей. Средний размер их ежегодных доходов из этого источника вырос с 330 ф. ст. в 1711 г. до 700 ф. ст. в 50-е годы, а в разгар войны США за независимость достиг 1278 ф. ст.
Платежи граждан, как правило, не имели четкой привязки к объему трудозатрат клерков (Chester, 1981: 134).
Покупка голосов.
Проблема влияния «фактора денег» на политику не исчерпывается давлением на политиков. Другая сторона ее - подкуп избирателей.
Наиболее вопиющая форма политической коррупции встречается в ситуации, когда кандидат тайно присваивает деньги из своего избирательного фонда, а затем использует их на покупку голосов. Номинально это не является нарушением демократических принципов, однако по сути здесь много общего с существовавшей в США ранее практикой раздачи должностей политическим сторонникам после победы на выборах.
Избиратели могут не протестовать против таких методов финансирования избирательной кампании, поскольку они имеют свою выгоду от щедрот кандидата.
Прямая покупка голосов имеет долгую историю: еще в XIX в. подобная практика существовала и в Великобритании, и в США.
Как ни странно, но в некоторых случаях даже честный судья может поддерживать коррумпированную систему. Предположим, что некто - частное лицо или фирма - вовлечено в тайные махинации государственных чиновников. Частные предприниматели с готовностью идут на взяткодательство, так как уверены, что надзор за соблюдением условий контракта, концессии или приватизационных прав будет осуществляться честным и независимым судом. Предположим далее, что, как в США, органы прокуратуры встроены в систему исполнительной власти, не имеющей отношения к судебной системе. Если структура исполнительной власти, отделенной от органов судебной власти, такова, что она как бы обеспечивает взяточничество, то частные лица и фирмы могут быть уверены, что они за это не будут привлечены к ответственности. Даже если разразится скандал, то в результате пострадает лишь политическое реноме отдельных государственных чиновников. Такая перспектива, возможно, и удержит некоторых из них от участия в махинациях, однако никоим образом не отвратит от коррупции частных лиц. Яркий пример такого подхода можно обнаружить в истории США. Сделка о продаже участка земли с получением взятки, одобренная законодательным собранием штата Джорджия в начале 1800 г., была затем подтверждена верховным судом США в деле «Флетчер против Пека» (Fletcher v. Peck )[3 L.Ed. 162-181 (1810)]. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что все, за исключением одного, законодатели штата получили взятки. Когда же скандал стал достоянием гласности, все члены законодательного собрания потерпели поражение на очередных выборах, однако контракт все равно был признан Верховным судом США законным и обязал штат Джорджия его выполнить (Magrath, 1966). Можно ли найти лучший способ для поддержки коррупции, когда система считает законным контракт, заключенный в результате подкупа должностных лиц? Дело «Флетчер против Пека» служит предупреждением о том, что в условиях глубоко укорененной в обществе коррупции даже независимая судебная система не является панацеей от злоупотреблений. В таких случаях необходимы более глубокие реформы политической системы. Независимость суда оказывается ценным, но недостаточным условием.
...
Коррупция
|